«Выезжаем на том, что Токаев — китаист» — Сыроежкин о Токаеве и Си, секретных делах и о Масимове

cover Коллаж: Orda.kz

Известный политолог, китаевед Константин Сыроежкин в интервью Orda.kz рассказал о параллели между Китаем и Казахстаном, казахстанской судебной системе и об отношениях с Каримом Масимовым. 

Осуждённый осенью 2019 года за госизмену Сыроежкин вышел на свободу в апреле 2024 года. В сентябре прошлого года стало известно, что президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о помиловании учёного-китаеведа. Главный редактор Orda.kz Гульнара Бажкенова записала большое интервью, в котором подробно расспросила учёного о Китае, сходствах и различиях с Казахстаном и последствиях уголовного дела против Сыроежкина. 

Сравнение Си и Токаева

По мнению политолога, Си Цзиньпин занял пост президента КНР не в самые лучшие времена. Первые пять лет правления он потратил на создание и формирование своей команды. 

Фото: пресс-служба Акорды
Фото: пресс-служба Акорды
«Си Цзиньпин начал борьбу с коррупцией, но даже не столько борьба с коррупцией, сколько освобождение партии от фракции и кланов. Он вынужден был пойти на это дело и потерял пять лет, потому что, если ты не имеешь собственной команды, то любые твои инициативы обречены на провал»,  рассказал Сыроежкин. 

Китаевед добавил, что президент Си частично справился с коррупцией в Китае, чего, по его мнению, пока не видел у президента Токаева. А все эти задержания замакима районов и прочее —  пока что мелочи. 

«Си Цзиньпин занимался искоренением коррупции в верхах. Как раз на нижнем уровне достаточно было профилактических мероприятий. Жёсткие профилактические мероприятия. Когда тебя вызывают на заседание комиссии по проверке дисциплины и делают внушение. Пока что не видел, чтобы Токаев менял коррупционную составляющую»,  отметил он. 

Известно, что президент Касым-Жомарт Токаев имеет опыт работы в Китае. На вопрос о том, влияет ли на его политику то, что он — китаист, Сыроежкин ответил, что президент один из немногих в Казахстане, кто понимает политику Китая. 

Фото: пресс-служба Акорды
Фото: пресс-служба Акорды
«Мы выезжаем на том, что Токаев китаист. И у него есть понимание. Понимание того, как и что нужно делать с Китаем и с многими сторонами. Нам надо уметь пройти между струйками дождя, что довольно сложно в наше время. Особенно сейчас, когда вокруг давление со всех сторон».

Константин Сыроежкин также высказался о нейтральности Казахстана на геополитической арене и об отношениях России с Китаем. 

«Главный тезис —  следование нормам устава ООН. Он (президент РК) везде об этом говорит. В международных отношениях приоритет должен отдаваться нормам и принципам, озвученным в уставе ООН. Что касается борьбы России и Китая, то её нет. То, что мы находимся между ними, это нам плюс. Другой вопрос в противостоянии Востока и Запада. Но пока нам никто не предъявляет никаких претензий».

Суды Китай VS Казахстан

Как считает Сыроежкин, о новом и справедливом Казахстане не может быть и речи, когда судебно-правовая система хромает, а иногда её и вовсе нет. 

Скриншот Orda.kz
Скриншот Orda.kz
«В основной своей массе суды в Китае работают. Приговоры выносятся доказательно. Если человека арестовали и отдали в суд, то есть доказательства, почему это произошло. Главная наша проблема заключается в том, что отсутствует контроль за исполнением решений. Его нет. Поэтому чиновник чувствует свою безнаказанность». 

Сыроежкин также обратил внимание на то, что в последнее время в Казахстане, появилась тенденция засекречивать громкие и резонансные дела. 

Список дел под грифом «совершенно секретно» начинается от расследований бывшего председателя Комитета нацбезопасности РК Карима Масимова, племянника Назарбаева Самата Абиша и Дикого Армана. 

Коллаж: Orda.kz
Коллаж: Orda.kz
«С моей точки зрения, процесс над Масимовым и все кантаровские процессы должны быть открыты. Люди должны знать, за что и почему. Во-первых, открытый суд дисциплинирует следствие. Потому что любое закрытое засекречивание дела, во-первых, это не всегда законно. А когда весь процесс засекречивают, засекречивают всё дело. В Китае не встречал закрытого суда над политическими лицами»,добавил он. 

Карим Масимов был заказчиком дела против Сыроежкина? 

По словам политолога, он не понимает, почему в его деле фигурирует ныне осуждённый Карим Масимов. Кроме того, последний в своё время курировал работу Сыроежкина.

Коллаж: Orda.kz
Коллаж: Orda.kz 
«Когда я работал по исследованию рентабельности инвестиций, он был куратором. Мы никогда не пересекались, нет проблем. Я критически высказывался по некоторым вещам. По тому же ЛРТ в Астане. Ну потому что видно, что там очевидная коррупция. Многие же вещи подписывал он, будучи премьер-министром. Не знаю, не вижу причин по этому поводу сажать человека на 10 лет».

На вопрос о том, какая страна фигурировала в его деле о госизмене, Сыроежкин ответил, что есть лишь намёки на Китай, поскольку он китаевед. 

«Там и Россия озвучивалась. У меня выходили статьи и на английском, и на немецком, и на японском, и на французском, и на корейском, и на итальянском. Ничего страшного в этом нет. Это нормальная работа. Ты должен этим заниматься как научный сотрудник. Ты должен иметь контакты с иностранцами. Да, ты не имеешь права и не должен разглашать государственный секрет. Но, ребята, докажите, какой из этих материалов, в чём содержит государственный секрет»,  рассказал политолог. 

Полное интервью смотрите на нашем ютуб-канале

Читайте также:

Лента новостей

все новости