Выделить FlyArystan из «Эйр Астаны» предложили в АЗРК

cover Источник фото: avianews.com

Агентство по защите и развитию конкуренции опубликовало отчёт о состоянии конкуренции на рынке Казахстана за 2021 год. Согласно документу, на авиарынке Казахстана недостаточно развита конкуренция, усилены монопольные позиции крупных игроков и завышена стоимость авиатоплива.

На рынке внутренних авиаперевозок сейчас работают шесть компаний: АО «Эйр Астана», FlyArystan, АО «Qazaq Air», АО «Авиакомпания «SCAT», АО «Южное небо», АО «Авиакомпания «Жезказган-Эйр», АО «Авиакомпания «Жетысу».

Де-факто авиакомпаний на рынке ещё меньше:

  • FlyArystan – структурное подразделение АО «Эйр Астана», которые вместе с АО «Qazaq Air» принадлежат АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»;
  • АО «Южное небо» – дочерняя организация АО «SCAT».

«В конце 2019 года приостановили деятельность авиакомпании АО «Bek Air», что впоследствии усилило монопольные позиции наиболее крупных игроков рынка», – говорится в отчёте агентства.

Проведённый анализ ведомства показал высокую концентрацию рынка с недостаточно развитой конкуренцией.

Проблемные вопросы развития конкуренции на авиарынке:

  • Высокая стоимость авиатоплива из-за непродуктивных посредников: на авиатопливо приходится треть всех затрат при авиаперевозках;
  • Отсутствует конкуренция между провайдерами услуг хранения и заправки авиакеросина, аэропортовых услуг, что приводит к формированию «монопольной» составляющей в цене на авиакеросин и росту цен на перевозки;
  • Ограниченный доступ к инфраструктуре субъектов естественной монополии и топливно-заправочным комплексам аэропортов;
  • Наличие субъектов рынка с государственным участием.

Агентство по защите и развитию конкуренции предлагает следующие меры:

  • Обеспечить доступ альтернативных поставщиков наземного обслуживания в аэропортах, в том числе независимых поставщиков к продаже авиатоплива на территории аэропортов;
  • Исключить требования по наличию опыта работы авиакомпаний и минимального количества мест на авиабортах по субсидируемым маршрутам;
  • Выделить FlyArystan как отдельный субъект рынка, то есть отделить дочернюю компанию от материнской путём выпуска акций;
  • Реализовать акции (выставление их на биржевые торги) компании АО «Qazaq Air».

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости