Выделить FlyArystan из «Эйр Астаны» предложили в АЗРК
Агентство по защите и развитию конкуренции опубликовало отчёт о состоянии конкуренции на рынке Казахстана за 2021 год. Согласно документу, на авиарынке Казахстана недостаточно развита конкуренция, усилены монопольные позиции крупных игроков и завышена стоимость авиатоплива.
На рынке внутренних авиаперевозок сейчас работают шесть компаний: АО «Эйр Астана», FlyArystan, АО «Qazaq Air», АО «Авиакомпания «SCAT», АО «Южное небо», АО «Авиакомпания «Жезказган-Эйр», АО «Авиакомпания «Жетысу».
Де-факто авиакомпаний на рынке ещё меньше:
- FlyArystan – структурное подразделение АО «Эйр Астана», которые вместе с АО «Qazaq Air» принадлежат АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»;
- АО «Южное небо» – дочерняя организация АО «SCAT».
«В конце 2019 года приостановили деятельность авиакомпании АО «Bek Air», что впоследствии усилило монопольные позиции наиболее крупных игроков рынка», – говорится в отчёте агентства.
Проведённый анализ ведомства показал высокую концентрацию рынка с недостаточно развитой конкуренцией.
Проблемные вопросы развития конкуренции на авиарынке:
- Высокая стоимость авиатоплива из-за непродуктивных посредников: на авиатопливо приходится треть всех затрат при авиаперевозках;
- Отсутствует конкуренция между провайдерами услуг хранения и заправки авиакеросина, аэропортовых услуг, что приводит к формированию «монопольной» составляющей в цене на авиакеросин и росту цен на перевозки;
- Ограниченный доступ к инфраструктуре субъектов естественной монополии и топливно-заправочным комплексам аэропортов;
- Наличие субъектов рынка с государственным участием.
Агентство по защите и развитию конкуренции предлагает следующие меры:
- Обеспечить доступ альтернативных поставщиков наземного обслуживания в аэропортах, в том числе независимых поставщиков к продаже авиатоплива на территории аэропортов;
- Исключить требования по наличию опыта работы авиакомпаний и минимального количества мест на авиабортах по субсидируемым маршрутам;
- Выделить FlyArystan как отдельный субъект рынка, то есть отделить дочернюю компанию от материнской путём выпуска акций;
- Реализовать акции (выставление их на биржевые торги) компании АО «Qazaq Air».
Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.
Лента новостей
- Физика, математика и «право первой ночи»: дебаты по АЭС прошли в Алматы
- Жители Актюбинской области уже два года не могут получить деньги за мясо
- Жители Усть-Каменогорска перекрыли трассу после смертельного ДТП
- Заключённые устроили бунт в колонии Туркестанской области
- В Шымкенте школьников посадили в проходные классы, которые ведут в туалет
- Опоры «памятника коррупции» достроили в Астане
- Израиль нанес удар по Бейруту, 12 человек погибли
- В Актобе 92-летняя женщина подала в суд на своих детей
- Пациент упал в шахту лифта в больнице ЗКО
- Лес из резервата «Семей орманы» расхищали целыми штабелями
- Что ждёт экономику Казахстана в 2025 году
- Родителей просят проверять телефоны детей после гибели школьниц в Алматы
- Казахстану не хватит средств для полной поддержки профессиональной армии, считают мажилисмены
- В казахстанской армии нет рэкета, но есть кола, сникерсы и лудомания
- Армия ни при чём? Причины гибели солдат в мирное время объяснили в Минобороны
- Детали гибели военнослужащего в Аягозе раскрыли в Минобороны
- С «дочки» британской Caspian Sunrise взыскали 175 миллионов тенге в Мангистау
- «Резиновый» Шымкент: насколько вырастет население мегаполиса в ближайшем будущем
- Наследие великого предка: потомок Джучи-хана в составе экспедиции будет изучать историю Улуса Джучи
- Водителя Lexus с золотыми слитками задержали на казахстанско-кыргызстанской границе