Возможное отравление Ермурата Бапи: почему это важно

cover Коллаж Orda.kz

11 июля Orda.kz опубликовала материал, в котором со ссылкой на собственные источники сообщила о возможном отравлении мажилисмена Ермурата Бапи неизвестным ядом. В ответ на нашу публикацию некоторые СМИ поспешили выступить с опровержениями, а сам депутат заявил, что версию об отравлении рано считать доказанной.

Редакция Orda.kz считает необходимым объяснить, почему мы считаем версию об отравлении Ермурата Бапи заслуживающей серьёзного рассмотрения.

Загадочная болезнь Ермурата Бапи — значимый инфоповод

У нас были веские основания, чтобы заинтересоваться состоянием здоровья Ермурата Бапи. О проблемах мажилисмена нам впервые стало известно около двух недель назад, когда в разговоре с нашим журналистом он сообщил, что планирует этим летом сосредоточиться на собственном здоровье. После этого двое наших корреспондентов посещали мероприятия с участием г-на Бапи и отметили, что он выглядел не вполне здоровым.

Когда Ермурат Бапи опубликовал в Facebook пост с фотографиями и комментарием, подтверждающими факт его болезни, нам стало очевидно, что его состояние серьёзно ухудшилось. Учитывая, что сам депутат со ссылкой на врачей сообщил о подозрении на возможное отравление, мы не могли игнорировать этот факт.

На фоне недавнего убийства Айдоса Садыкова в Киеве заявление г-на Бапи о подозрительной болезни и возможном отравлении внушает опасения. Ермурат Бапи известен как активный критик «Старого Казахстана», борец с коррупцией, заметный общественный и политический деятель. Его внезапная болезнь, причину которой казахстанские специалисты установить не смогли, — это важный информационный повод, и люди должны знать обо всех версиях, касающихся этого инцидента.

Почему версия об отравлении заслуживает внимания

Прежде всего мы должны отметить, что не считаем версию об отравлении Ермурата Бапи неизвестным ядом стопроцентно доказанной. В своей публикации мы подчёркивали, что окончательный диагноз в любом случае должны ставить врачи, а не журналисты.

Тем не менее мы полагаем, что версия об отравлении г-на Бапи может иметь под собой основания и заслуживает рассмотрения. На это указывают прямые и косвенные признаки:

  • казахстанские врачи не сумели диагностировать у Ермурата Бапи какую-либо конкретную болезнь и выдвинули предположение об отравлении;
  • сам г-н Бапи процитировал мнение медика о том, что тот не сталкивался с таким заболеванием ни разу за 40 лет работы; 
  • симптомы, о которых сообщил депутат, возникают вновь и вновь с тенденцией к ухудшению;
  • согласно научным публикациям, перечисленные симптомы характерны при поражении каким-то из боевых отравляющих веществ;
  • у Ермурата Бапи достаточно потенциальных недоброжелателей, которые могли попытаться его отравить.

Симптомы, перечисленные г-ном Бапи и его знакомыми, не характерны для бытового, пищевого или случайного отравления. Хотя заключения специалистов пока нет, мы сочли важным указать, что версия об использовании распространённого на постсоветском пространстве яда весьма правдоподобна. Эту версию нам высказали несколько человек, лично знакомых с г-ном Бапи, и основаны они на симптомах заболевшего.

Редакция также хотела бы подчеркнуть, что не утверждала, будто Ермурата Бапи отравили веществом «Новичок» или его аналогом. «Новичок» — это целая группа ядов и самое известное широкой аудитории название боевого отравляющего вещества. Поскольку это название хорошо известно читателям, мы сочли возможным упомянуть его в качестве примера. Однако мы подчеркнули, что симптомы, возникшие у г-на Бапи, могут указывать на отравление другим ядом (возможно, кожно-нарывного действия). Мы акцентировали внимание на том, что окончательное слово должно остаться за специалистами.

Мы полностью разделяем точку зрения Ермурата Бапи, что конкретные выводы о причинах его болезни делать преждевременно. Тем не менее считаем необходимым изложить все имеющиеся версии.

Почему мы разделяем позицию Ермурата Бапи

Спустя несколько часов после выхода нашей публикации Ермурат Бапи, который до этого не был доступен для получения оперативного комментария, выступил с заявлением и опроверг свой отъезд в Европу на диагностику.

Однако как он опроверг? Сообщил, что отправил анализы в зарубежные клиники, что поедет в европейскую клинику 20 июля, а не 10 июля, как написали мы, и поможет ему Кажегельдин с соратниками. Он подтвердил проблемы со здоровьем и существование версии об отравлении, но тут же написал, что состояние его не настолько критичное, чтобы ехать за границу. Такие противоречия в заявлении политика не могут не вызвать уже другие подозрения — что написано оно под давлением.

Г-н Бапи — политический государственный деятель, и мы понимаем все риски, связанные с этим, он не может выступать с какими-либо предположениями либо обвинениями, пока не располагает стопроцентно подтверждёнными фактами. Мы разделяем позицию г-на Бапи, согласно которой делать конкретные выводы в этой ситуации было бы преждевременно.

В то же время именно публичный статус и политическая деятельность Ермурата Бапи делают его болезнь (или отравление) общественно важным событием. Мы не берём на себя работу врачей и не пытаемся поставить точный диагноз. Более того, если по итогам диагностики версия об отравлении г-на Бапи не подтвердится, мы воспримем эту информацию с большим облегчением. До тех пор пока медики не подтвердили и не опровергли наличие в организме депутата следов яда, версия об отравлении остаётся одной из рабочих.

Редакция Orda.kz искренне желает Ермурату Бапи скорейшего выздоровления и надеется, что высказанная нашими источниками версия о применении отравляющего вещества так и останется версией, а не фактом. Но при всём этом мы журналисты и руководствуемся в своей работе стремлением к истине, а не политической целесообразностью, наш долг — проливать свет на сокрытое, и мы продолжим работать в соответствии с этим принципом.

Читайте также:

Лента новостей

все новости