«Войну» с сайгаками приостановили. Что дальше?

cover Источник: static01.nyt.com

Сегодня стало известно, что в Казахстане «остановили процесс регулирования численности сайги». Однако прежде чиновники говорили, что разрешают отстрел животных до 29 февраля. Журналисты Orda.kz выясняли, почему руководство Казахстана передумало, и что может быть дальше.

Прежде в ответе Министерства экологии на запрос редакции говорилось: на сегодняшний день сайгак — самый массовый вид копытных животных в Казахстане. Для сравнения: общая численность всех других копытных в республике (включая редких и исчезающих) составляет не более 200 тысяч особей. К примеру, численность второго после сайгака массового вида копытных животных — косули — всего 95,5 тыс. против 2,6 млн особей сайгаков. 

По прогнозу ежегодного прироста в 40 %, к концу 2025 года численность сайгаков достигнет 4,2 миллиона особей. Начнутся проблемы у фермеров, это вызовет социальную напряжённость в регионах обитания сайгака.

Представители Минэкологии заявляли, что уже сейчас от сайгаков страдают крестьянские хозяйства — около 121,9 тысяч га посевов, 247,7 тысяч га сенокосных и 882,6 тысяч га пастбищных угодий (Костанайская, Карагандинская, Акмолинская, Актюбинская области, ЗКО), ориентировочный ущерб — более 12 млрд тенге.

Кроме того, дальнейший рост популяции может привести к тому, что сайгаки уничтожили бы собственную кормовую базу, и это закончилось бы их массовым падежом.

Источник: saigaresourcecentre.com

Советские ориентиры

В прошлом году в правительстве решили «начать регулировать численность популяции путём отстрела при координации "Охотзоопрома", чтобы изъять от 10 до 20 % поголовья». Отстрел должны были провести в ноябре, но потом решили продлить в декабре, а затем и в январе. Но и этого времени охотникам вроде как не хватило. 

Поэтому на основании биологического обоснования, разработанного Западно-Казахстанским аграрно-техническим университетом им. Жангир хана, и постановления правительства РК от 9 января 2024 года № 1 «О мерах по управлению популяциями сайгаков» решили было продлить отстрел с 10 января по 29 февраля 2024 года. 

«Научно обоснованная оптимальная численность популяции сайгака для 1970–1980-х годов, рассчитанная на основе средней урожайности кормов в зимний период, суточной потребности животных в кормах и продолжительности их пребывания на зимних пастбищах на всей территории Казахстана определена на уровне 800–900 тысяч особей. По современным оценкам казахстанских учёных из института зоологии Западно-Казахстанского университета имени Жангир хана, эта численность актуальна и сейчас», — ответили в Минэкологии. 

В соответствии с «биологическим обоснованием» максимально возможная численность сайгаков — 300 000 особей, в том числе уральская популяция — 200 000 особей, бетпакдалинская — 100 000 особей. На сегодняшний день «изъято» 42 195 особей сайги (уральской — 15 821 особей, бетпакдалинской — 26 374 особи). 

В рамках алгоритма действий по механизму регулирования сайгаков и его дериватов РГКП ПО «Охотзоопром» заключает договоры с ловчими и охотниками, при этом государственные инспекторы и сотрудники «Охотзоопрома» в отлове либо отстреле сайгаков участия не принимают. Туши под контролем ветслужб будут направлять на мясокомбинаты для производства тушёнки. 

Во втором полугодии 2024 года мероприятия по регулированию численности сайгаков продолжатся ориентировочно с сентября по ноябрь.

Источник: aljazeera.com

 Сайга всегда была промысловым видом

Своим мнением с порталом Orda.kz поделился директор по науке Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия (АСБК) Сергей Скляренко. 

По его словам, работу по устойчивой добыче сайгака начинать было нужно. Но не для регулирования его численности, а потому что сайгак в Казахстане изначально был промысловым животным. Его успешно и устойчиво использовали многие годы. Охотились в основном ради мяса. Рога тогда мало кого интересовали. И было ясно, что рано или поздно государство вернётся к этой практике.

И поэтому даже когда к началу 2000-х годов численность сайгаков из-за безудержного браконьерства ради рогов оказалась пугающе низкой, их не стали включать в Красную книгу. Только вводили мораторий на охоту. И последний мораторий истёк в конце 2023 года. 

«Поэтому было нужно опробовать практику изъятия сайги на ограниченной территории в какой-то ограниченный срок под контролем одной структуры. Технически это можно было провести только при формальном проведении добычи как регулирования, что и было сделано», — сказал Сергей Скляренко.

Но начало оказалось не очень успешным — добыли чуть более 42 тысяч голов. К сожалению, «регулирование» было принято не просто как временное техническое решение, а как намерение резко сократить численность сайгака, прежде всего, в ЗКО. Что выглядит странным после многих лет жёсткой охраны, причём безо всякого перехода, хотя быстрый рост численности и его перспективы были очевидными уже три-четыре года назад. 

Сергей Скляренко. Фото из личного архива 

Было понятно, что в плане количества добытых животных это продление серьёзно ситуацию не изменит, но оно принесло дополнительные риски в виде стресса, возможного повышения доли гибнущих после гона самцов, ухода зверей с оптимальных пастбищ, снижения иммунитета. Проявятся ли эти риски — будет понятно в оставшееся время зимы и на окоте. 

Зимой сайгаков трогать нельзя

Поэтому Минэкологии в стремлении именно сократить численность сайгака решило продлить сезон добычи на декабрь, январь и февраль. Но именно в это время беспокоить сайгаков крайне нежелательно, так как у них начинается гон, появляются сложности с добычей корма, а в феврале у самок уже достаточно развиты эмбрионы. Им и без того тяжело. Вот поэтому чиновники и передумали продлевать отстрел до 29 февраля.

«Нынешние расчёты Западно-Казахстанского университета им. Жангир хана по изъятию сайги из популяции ничем не подкреплены, они очень условны. Методики расчёта ущерба от сайги нет», — сказал Сергей Скляренко. 

Минэкологии нужно более серьёзно подходить к обоснованию оптимальной численности сайги. Не нужно ориентироваться на прежние показатели, потому что в советское время сайгу очень активно добывали — до 15–25 % промысел, плюс до 10 % браконьерство, и она просто не могла вырасти. Да и домашнего скота тогда было больше. Кстати, тогда же специалисты рекомендовали пробовать использовать промысел сайгаков — при хорошей охране и биотехнике — вместо развития овцеводства в некоторых регионах, добавил представитель АСБК.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости