Великий китайский атом: почему в КНР развивают атомную энергетику и строят АЭС

cover Фото: Артём Волков. Orda.kz

Пока мы решаем, строить ли первую АЭС, Китай активно развивает атомную энергетику, количество атомных станций в Поднебесной стремится к 20. И делается это не столько для решения энергетического кризиса, сколько для устранения ущерба, нанесённого экологии угольными электростанциями. Журналист Orda.kz побывал на строительной площадке одной из новейших станций в Китае.

На начало 2022 года в КНР работает 54 промышленных ядерных реактора на 18 атомных электростанциях с общей мощностью 50,8 ГВт. Ещё 14 реакторов находятся в стадии строительства, а около 30 — в планах.

С 2014 по 2020 годы доля атомной энергетики в общем производстве электричества в Китае выросла почти в два раза, достигнув 4,94 %. Это важный шаг в борьбе с загрязнением воздуха в промышленных районах. Вместе с развитием ветряной и солнечной энергетики атомные станции помогают сделать производство электроэнергии в стране более экологичным.

АЭС Чжанчжоу — строящаяся атомная электростанция, расположенная в городе Лейю, уезд Юньсяо, на побережье провинции Фуцзянь, Китай. Проектом управляет корпорация CNNC. АЭС расположена в очень живописном месте, в тропической зоне страны, на берегу моря, окружённом горами. Климат здесь влажный и жаркий.

Фото: Orda.kz

В 2014 году китайский надзорный орган утвердил первый этап строительства АЭС, который включал установку двух реакторов AP1000. Однако потом решили использовать китайские реакторы Hualong One вместо американских AP1000, что дало Китаю возможность продвигать свои технологии на международном уровне. 

Помимо непосредственно самой строительной площадки, рядом возвели уютные административные здания. Здесь разместили небольшой музей АЭС, а на входе гостей встречает дружелюбный маскот, символизирующий энергоблок. В Китае искренне верят, что АЭС — это благо и гордость нации.

Фото Orda.kz

Помощник генерального директора АЭС Чжанчжоу Ли Бин рассказал о строительстве новых энергоблоков на территории атомной станции. Он напомнил, что разрешение на строительство первых двух блоков выдало Министерство экологии и окружающей среды в октябре 2019 года, и уже к концу того же года началась работа над первым блоком.


Второй блок заложили в сентябре 2020 года, а третий начали возводить в феврале 2024-го. Всего запланировано шесть блоков.

«Сейчас мы параллельно строим три энергоблока. В первый блок планируется в ближайшее время залить ядерное топливо, и к концу этого года или началу следующего он уже будет введён в коммерческую эксплуатацию. На втором блоке идут монтажные работы, так называемую холодную обкатку проведём уже в октябре. Третий блок начали строить в феврале 2024 года. Площадка для четвёртого уже готова, как закончатся дожди, мы зальём бетон — это будет стартом строительства»,  рассказал он.

Компания CNNC использует свою разработку Hualong One, это новое поколение технологий. Ли Бин отметил, что завершение всех шести блоков приведёт к выработке свыше 50 миллиардов киловатт-часов электроэнергии ежегодно.

Hualong One — это современный китайский ядерный реактор третьего поколения с водяным охлаждением под давлением. Он был разработан на основе предыдущих моделей. Hualong One сочетает в себе элементы активных и пассивных систем безопасности, что делает его одним из самых защищённых реакторов в мире. Эти системы обеспечивают устойчивость реактора к внешним и внутренним воздействиям, включая аварийные ситуации.


Одно из главных преимуществ Hualong One — его высокая мощность, 1170 МВт электроэнергии, что позволяет ему эффективно работать на протяжении 60 лет. Дополнительно, благодаря особенностям конструкции, реактор требует дозаправки топливом только каждые 18 месяцев, что повышает его экономическую эффективность и эксплуатационную надёжность.

Все ключевые компоненты реактора производились внутри Китая, что делает проект независимым от зарубежных технологий.

Фото Orda.kz
«Для нас очень важна высокая эффективность, поскольку корпорация CNNC уже в течение 40 лет строит АЭС в стране без перерывов. Команда включает в себя лучших специалистов с колоссальным опытом, таких в мире практически нет. У нас собственные уникальные технологии, позволяющие строить такие сложные энергетические проекты в короткие сроки и с максимальным качеством»,  добавил спикер.

Особое внимание CNNC уделяет информированию людей о безопасности и возможностях ядерной энергетики. Перед началом строительства представители компании возят местных жителей на уже действующие АЭС, чтобы показать работу реакторов на практике. А ещё проводят семинары и тренинги.

Население Китая воспринимает АЭС куда более благосклонно, чем казахстанцы. В их представлении появление такого проекта в регионе — это новые рабочие места и доступное электричество.

Ли Бин также подчеркнул значимость государственного контроля на всех этапах строительства АЭС:

«Каждый этап строительства подвергается контролю со стороны регуляторов. Весь цикл существования АЭС можно разбить на три стадии: первый — изучение и выбор площадки; затем строительство, потом эксплуатация — самый долгий и важный этап. На каждом этапе мы придерживаемся политики полной открытости».

Строительство АЭС приносит пользу не только с точки зрения энергетики, но и для экологии, так как оно способствует нулевым выбросам в атмосферу, что выгодно отличает атомную энергетику от угольных станций.

Фото Orda.kz

Ли Бин привёл пример, что для производства аналогичного объёма электроэнергии с использованием угля его потребовалось бы около трёх миллионов тонн, что привело бы к колоссальным выбросам в атмосферу. Атомная энергетика безопасна и чиста. 

«Качество производства оборудования играет очень существенную роль. Например, основное оборудование, особенно связанное с ядерной безопасностью, подлежит тщательному наблюдению и контролю. Если возникают какие-то проблемы или сомнения на этапе его производства, это существенно затягивает сроки его поставки и, соответственно, монтажных работ»,  подчеркнул он.

На пике строительства на площадке АЭС задействовано около 15 тысяч человек, это всё рабочие места. Когда все блоки введут в эксплуатацию, для их обслуживания потребуется около 2000 постоянных сотрудников плюс дополнительное количество подрядчиков. Помимо этого, вокруг АЭС как грибы после дождя растут другие производства и заводы. А это опять же рабочие места и инвестиции для провинции.


Боятся ядерных отходов не нужно, утверждает Ли Бин. Уже давно существуют технологии, позволяющие дать ядерному топливу вторую, а то и третью жизнь. 

«Ядерное топливо может работать три цикла, то есть 54 месяца. После этого его извлекают и ставят в бассейн выдержки, где оно будет находиться 10 лет. Далее топливо отправляется в западный Китай для переработки, после чего может быть использовано в других реакторах — например, на быстрых нейтронах. Это замкнутый топливный цикл»,  резюмировал он.

В следующем материале Orda.kz расскажет о самой первой атомной станции Китая Циньшань, а также о том, как она повлияла на экономику и экологию региона.

Напомним, ранее стало известно, что китайская корпорация CNNC готова построить атомную электростанцию в Казахстане за семь лет (с учётом времени на подготовку документов). 

Если бы такой проект реализовывали в Китае, это заняло бы пять лет. Эксперт отмечает, что на практике цена строительства АЭС может оказаться заметно выше.

Материал создан при поддержке China National Nuclear Corporation (CNNC), крупнейшей китайской компании, работающей в сфере атомной энергетики.

Читайте также:

Лента новостей

все новости