В Алматы хотят ввести платный въезд для старых автомобилей: что про это думают сами горожане

О том, что в Алматы планируют ввести зоны с низким уровнем выбросов (LEZ), говорили давно, но недавно это доросло до законодательной инициативы маслихата города. Планируется, что в мегаполисе сначала введут зону, куда для старых машин въезд сделают платным. А потом такой же режим введут по всему Алматы. Фонд Almaty Air Initiative, выступивший одним из инициаторов таких мер, недавно провёл опрос по поводу отношения алматинцев к LEZ. Orda.kz рассказывает, что же они ответили.
Всего в опросе приняли участие 500 человек. Для двухмиллионного города выборка, может быть, небольшая, но для оперативной реакции, пожалуй, подходящая. Все участники опроса совершеннолетние и по отношению к транспорту распределяются так:
- пешеходы и пользователи общественного транспорта — 200 человек;
- автовладельцы — 200 человек;
- таксисты — 100 человек.
«В среднем 51 % респондентов готовы поддержать внедрение LEZ. Явных противников зон с низкими выбросами немного (18 %), но они сконцентрированы в определённых группах», — говорится в отчёте.
Кто же в первую очередь за? Например, владельцы машин возрастом не старше 10 лет. Среди них LEZ поддерживают 65 %. 59 % опрошенных таксистов тоже за. И, довольно ожидаемо, пешеходы — 52 %.
«Женщины чаще поддерживают LEZ (51 % за и только 13 % против). Их главный мотив — здоровье семьи и детей. Мужчины при такой же доле поддержки (51 %) более скептичны: противников среди них почти вдвое больше (21 % против). При этом мужчины с семьями демонстрируют более высокий уровень поддержки (52 %), что показывает важность фактора заботы о близких», сказано в отчёте.
А кто же против? Ожидаемо, владельцы старых автомобилей. Хотя, согласно данным опроса, даже среди них откровенные противники больше половины не набрали:
«В восприятии LEZ владельцы старых авто оказались самой критичной группой: только 26 % выступают за зоны с низкими выбросами, а 39 % — против. Ключевые аргументы владельцев старых авто против LEZ связаны прежде всего с ощущением несправедливости (66 %) и опасением дополнительных расходов (35 %)».
Если брать всех опрошенных автовладельцев, то общий процент сторонников тоже не превысил половины — 44 %, а против более четверти — 27 %.
Спрашивали у респондентов не только про отношение к «чистым зонам», но и мнение по поводу состояния воздуха в Алматы. И 88 % опрошенных оказались обеспокоены состоянием воздуха.
«У женщин наличие детей заметно усиливает тревогу из-за качества воздуха: обеспокоены 90 % матерей против 79 % женщин без детей. У мужчин разница почти не ощущается — 88 % отцов и 87 % мужчин без детей одинаково считают воздух проблемой».
Географически особенно сильно состоянием воздуха оказались недовольны жители Медеуского, Ауэзовского и Турксибского районов — в первом 92 % опрошенных, в двух других — 90 %.
Ещё людям задавали вопрос, что они считают главным источником загрязнений. Половина опрошенных считает, что основной виновник — автотранспорт. Причём 41 % винят легковые машины, а ещё 9 % — грузовики.
Но всё-таки мнения по этому поводу разделились в зависимости о того, есть у человека автомобиль или нет.
«Среди респондентов, которые чаще всего ходят пешком, ездят на велосипеде, самокате или мопеде, почти половина (45,5 %) считают основным источником загрязнения именно легковые автомобили, ещё девять процентов выделяют грузовой транспорт», —говорится в отчёте.
У пассажиров общественного транспорта мнение похожее:
- 47 % винят легковые машины;
- 9 % — грузовики;
- 23 % — ТЭЦ и промпредприятия.
А вот автовладельцы считают иначе.
«34 % признают вклад легковых машин в загрязнение воздуха, еще 13 % винят грузовики. Однако большинство перекладывает ответственность на ТЭЦ и промышленные объекты (21 %) и строительство (19 %)».
Отдельно у автовладельцев спрашивали, загрязняют ли старые машины воздух. Среди хозяев машин от 2010 года и старше 66 % уверены, что их авто... не загрязняют воздух. А утвердительно на этот вопрос ответили только 21 % из них. А вот владельцы новых машин считают, что старые авто воздух портят.
Как сказано в отчёте, примерно такая же картина была в ответах жителей частного сектора. Они в загрязнении воздуха винили чаще другие факторы, чем сжигание угля и другого твёрдого топлива в собственных домах.
Читайте также:
Лента новостей
- На фоне роста цен Минсельхоз предлагает ограничить вывоз говядины
- Буллинг есть, но его «нет»: в школах Жамбылской области скрывают факты насилия над детьми
- На ситуацию с поставками угля в Усть-Каменогорске отреагировали в КТЖ
- Лечат симптомы, а не болезнь — что показал анализ казахстанской политики запретов в сфере потребления никотина
- Прокурор запросил 4,5 года колонии для карагандинки за посты о казахах
- Девять молодых орлов мигрировали из Казахстана за рубеж
- Путин на Аляске рассказывал Трампу про Рюрика и Богдана Хмельницкого — Financial Times
- Разговор слепого с глухим: что будет с экономикой Казахстана после антикризисных мер Бектенова?
- Генпрокуратура возобновила дело о рейдерстве, в котором фигурирует Нурбол Назарбаев
- Полицейского чуть не убили во время вызова в Атырау — видео
- Заказчика убийства директора Lenovo задержали в Дубае
- Дорогу к Медеу перекроют на выходных
- Сериал известного режиссёра заблокировали в Казахстане: «Будем выпускать кассеты»
- Река стала канализацией: зачем на самом деле в Караганде объявили ЧС
- Правила получения статуса кандаса снова изменились
- На ночной охоте погиб подросток в Жамбылской области
- Пассажирский самолёт не смог приземлиться в Усть-Каменогорске
- Синоптики обещают последние тёплые дни в Казахстане, но повезёт не всем
- Главный редактор Orda.kz выступила на конференции ОБСЕ
- Медики рассказали подробности смерти футболиста в Алматы