Уволенные менеджеры, задержки рейсов и новый терминал: администрация о настоящем и будущем аэропорта Алматы

cover коллаж Orda.kz

Алматинский аэропорт с самым большим пассажиропотоком в стране уже давно не справляется с нагрузками. Людей раздражает старый терминал и ожидание окончания строительства нового. Orda.kz поговорила с руководством.

Встреча с топ-менеджерами аэропорта прошла на высоте — 28-м этаже отеля Ritz Carlton. Там в очередной раз озвучили большие планы турецкого холдинга TAV Airports по расширению терминала. В стройку уже вложили 200 млн долларов и хотят добавить еще 450 млн кредитов от международных банков. В частности, намерены соорудить третью взлётно-посадочную полосу к северу от аэропорта. Там находятся поля, но, судя по картинке с мастер-плана, новая ВВП может затронуть посёлок Нурлы-Дала. 

План аэропорта Алматы после 2020 года
План аэропорта Алматы после 2050 года с новой взлётно-посадочной полосой и терминалом

Президент аэропорта Алматы Альп Эр Тунга Эрсой отметил, что планируется постройка ещё одного терминала, на карте его можно увидеть с другой стороны

Как победить пробки в аэропорту?

За последние пять лет пассажиропоток в старом терминале, рассчитанном на 2 млн 700 тыс. пассажиров, вырос до 10 млн человек. Самые популярные международные направления: 

✈️ Москва 16 % 
✈️ Стамбул 14 %
✈️ Дубай 11 %
✈️ Ташкент 10 %
✈️ Анталья 6 %

Топ-5 внутренних направлений по пассажиропотоку из Алматы:

🛫 Астана 41 %
🛫 Шымкент 11 %
🛫 Атырау 7 %
🛫 Актау 7 %
🛫 Усть-Каменогорск 5 %

Даже с открытием широкого пандуса на второй этаж терминала проблема с заторами не исчезла. 

«У нас сегодня где-то 65 % всего потока — это как раз-таки пассажиры, которые прибывают на рейсы. Водители останавливаются посередине дороги, чтобы высадить людей. Мы хотим разделить въезды и увеличить парковку. Сейчас у нас 900 мест, после полного ввода терминала в эксплуатацию будет 1200», — сказал Альп Эр Тунга Эрсой.
Возможная конфигурация въезда и выезда с территории аэропорта Алматы, Orda.kz
Возможная конфигурация въезда и выезда с территории аэропорта Алматы, Orda.kz

Въезд планируют сделать с улицы Ахметова, а выезд — на улицу Майлина. Снизить поток автотранспорта может железнодорожный экспресс. Строительство линии поезда или метро предусмотрено генеральным планом города. Но какой-то конкретики по-прежнему нет. Алматинцы продолжают добираться сюда на авто, поскольку это единственный возможный способ быстро оказаться в аэропорту. Ежедневно на привокзальную площадь заезжает 16 тысяч автомобилей. 

Новый терминал и помощь после Кровавого января

Ввести новый терминал в строй хотят к началу летнего сезона, когда традиционно растёт число отпускников, а следовательно и загруженность аэропорта. Готовность нового здания сейчас оценивается в 87 %, центральной инженерной установки — 99 %, аэродрома — 93 %, привокзальной территории — 78 %, эстакады — 80 %.

В новом терминале будет 20 кабин паспортного контроля в зоне вылета (сейчас 12) и 32 в зоне прилёта (сейчас 19). На каждом этаже будут комната матери и ребёнка, большая игровая зона, современная курительная комната, а также почти две с половиной тысячи метров для ресторанов, кафе и торговых точек. Проектом предусмотрены четыре ленты для получения багажа. А ещё откроют музей авиации, и будут выставлены предметы казахского искусства. Причём арендную плату поднимать не собираются — она регулируется законодательными актами Казахстана. Всего здесь появится около 200 рабочих мест.

Новый терминал аэропорта Алматы
Новый терминал аэропорта Алматы

На вопрос, получил ли алматинский аэропорт финансовую помощь после Кантара, когда терминал захватили мародёры, президент аэропорта ответил:

«Был серьёзный материальный ущерб зданию терминала, люди повредили и магазины, и банкоматы, но, слава Богу, системы не пострадали. Мы не получили никакую поддержку, потому что у нас была страховка, и не просили акимат нам помочь. Аэропорт был закрыт на неделю, и мы упустили, конечно, определённую прибыль, но в целом мы не запрашивали помощь у правительства, потому что мы также хотим участвовать в развитии Казахстана».

Напомним, что в январе 2022-го здание не только захватили и разграбили, именно здесь были пытки со стороны правоохранителей. 

Чем закончилась история с топ-менеджерами, и сколько получает президент аэропорта

В январе появилась информация, что казахстанские спецслужбы задержали заместителя руководителя административного управления аэропорта Алматы Уфука Серта.

«Информация о задержании топ-менеджера аэропорта с наркотиками не соответствует действительности», — заявил глава воздушной гавани Альп Эр Турга Эрсой.

Руководство аэропорта также прокомментировало предновогодний уход старшего вице-президента по коммерции Йеткина Четина Пакера и первого вице-президента Фатиха Омюра.

«Контракты с ними расторгли в связи с поведением, которое не соответствует требованиям политики компании».

О чём именно идёт речь, не уточнили. Отвечая на вопрос Orda.kz, перенесли ли все объекты культурного наследия первого здания аэропорта 1947 года, который снесли при строительстве нового терминала, Альп Эр тунга Эрсой ответил утвердительно и пригласил редакцию убедиться в этом. 

Директор пресс-службы Найля Жабагина и президент международного аэропорта Алматы Альп Эр Тунга Эрсой, фото Orda.kz
Директор пресс-службы Найля Жабагина и президент международного аэропорта Алматы Альп Эр Тунга Эрсой, фото Orda.kz

Также президент аэропорта прокомментировал опубликованные в прошлом году данные о своей зарплате 40 тысяч долларов.

«Я работаю в частной компании, я не работаю на правительство, я не являюсь каким-то чиновником. Но поскольку я работаю в частной компании, эта информация является коммерческой тайной, поэтому мы не можем говорить о своей зарплате. Но вот что я вам хочу сказать: это намного ниже, чем та цифра, которая озвучивается. Когда я услышал эту информацию, я позвонил в головной офис и сказал: "Я что-то не вижу 40 тысяч долларов каждый месяц, где мои деньги?!"» 

Напомним, что в мае 2020 года 100 % акций международного аэропорта Алматы за 415 млн долларов выкупил турецкий холдинг TAV Airports Holding. По официальным данным, аэропорт Алматы принадлежал Тимуру Кулибаеву последние девять лет — с апреля 2011 года. Venus Airport Investment B. V. купила аэропорт у владевших им на паритетных началах Meridian Capital и SAT Info Systems, «дочки» SAT Company, контроль над которой принадлежал бизнесмену Кенесу Ракишеву. Но уже тогда почти треть привилегированных акций были у Кулибаева через ТОО «Алмэкс Плюс».

Читайте также:

Лента новостей

все новости