Убытки и потеря рабочих мест: казахстанские грузы более 4 месяцев простаивают в портах Китая

cover Фото: inbusiness.kz

Более четырёх месяцев простаивают в портах КНР казахстанские контейнеры с сырьем и материалами, которыми пользуются отечественные предприятия. Из-за этого в Казахстане у компаний стоит работа, не из чего производить собственную продукцию. Они терпят большие убытки и даже вынуждены отправлять своих сотрудников в отпуск без содержания. Почему так произошло и кто за это в ответе, читайте далее.

В китайском порту Циндао более 600 казахстанских контейнеров с грузами для заводов, медицинских учреждений, транспортных и пищевых предприятий простаивают от двух до четырёх месяцев. Аналогичная ситуация в китайском порту Ляньюнган, где с июля простаивает 552 контейнера Hyundai Trans Company. 

Эксперт департамента логистики и перевозок Нацпалаты предпринимателей Гамир Жуматаев в разговоре в корреспондентом Orda.kz рассказал, что предприниматели не впервые сталкиваются с такой проблемой. Её уже решали в 2021 году.

«С прошлого года в адрес НПП поступают обращения по поводу импорта китайских товаров и тех товаров, которые проходят через Китай транзитом. По инициативе НПП в 2021 году мы выработали механизм: консолидировали список контейнеров, которые простаивают больше месяца; отправили информацию в МИИР РК и в МИД РК; МИД РК по своим каналам через посольства предоставляло информации китайской стороне. Этот механизм хорошо работал и контейнеры двигались. Удалось ускорить продвижение более восьми тысяч контейнеров. В этом году ситуация повторяется, только в отношении грузов, следующих транзитом через территорию КНР», – рассказал Жуматаев.

Большинство отечественных предприятий очень зависят от импортируемых товаров – это сырьё, материалы. Сильно страдает пищевая промышленность, ведь продукция портится.

НПП совместно с отечественными предприятия, КТЖ и с МИД РК провели экстренное совещание 5 октября по решению этой проблемы. На него пригласили МИИР РК, однако представители министерства не приняли в нём участие. Между тем предпринимателям объяснили, что ситуация с простоем сложилась из-за того, что КНР ставит в приоритет свои грузы, нежели транзитные.

«Они своих экспортеров поддерживают, поэтому экспорт в приоритете, транзитные грузы – по остаточному принципу. Поэтому у нас около четырёх месяцев контейнеры простаивают в Циндао и Ляньюнгане. Сырье портится, предприятия несут убытки. Помимо убытков, предприниматели платят штрафы за простои на территории КНР, хотя в этом они не виноваты», – рассказал эксперт.

И это не все беды, с которыми сталкивается отечественный бизнес. К примеру, компания Eurasian Foods, 500 контейнеров которой простаивают в Китае, вынуждена 600 человек отправить в отпуск без содержания. Понесут урон не только компания и сотрудники, но и государство, потому что значительно сократятся налоговые отчисления. Для сравнения: в 2021 году Eurasian Foods уплатил 3,1 млрд тенге налогов.

В МИД РК сообщили, что выходили на связь с китайской стороной о решении проблемы, однако им пришёл отказ с ответом не использовать ранее отработанный механизм, так как это негативно влияет на планирование отгрузок из портов Китая.

Президент ОЮЛ «Ассоциация «Масложировой союз Казахстана» Константин Невзоров рассказал, что для бизнеса важен именно порт Циндао, других альтернатив нет. Все предложенные другие пути в 2–3 раза увеличивают стоимость перевозки и товаров соответственно, делая отечественный бизнес и всю продукцию, которую здесь производят, неконкурентными.

«Почему мы, имея большую границу с Китаем, позволяем транзитным грузам на своей территории проходить, а свои грузы вынуждены в обход, за тридевять земель, отправлять, чтобы они приходили к нам? Это то же самое, чтобы дать соседям дать через свою квартиру пройти, и тебя в итоге в квартиру не пустят. У нас бизнес терпит убытки: и импортёры, и экспортёры, и те компании, которые возят грузы из третьих стран через Китай к нам», – рассказал Невзоров. 

В Ассоциацию «Масложировой союз Казахстана» обращаются предприятия, у которых грузы в КНР стоят четыре месяца. За это время можно было отгрузить грузы три раза. 

«Я не открою Америки, если скажу, об этом все знают, что в связи с военными действиями в Украине и введёнными Европой санкциями против РФ российские покупатели в значительной степени переориентировались на Китай. Никуда не делся и европейский транзит через Китай из стран ЮВА и, собственно, сами закупки ЕС в Китае. По утверждению посольства РК в КНР, в сутки через границу Китай/РК проходит 40–48 поездов с контейнерами. Подавляющее количество контейнеров в них – российские и европейские грузы, которые едут через РК транзитом. Именно они имеют приоритет и на китайской ЖД, и на КТЖ. КТЖ не просто мирится с ситуацией, когда отечественные грузы стоят в портах и на станциях отправления, а пользуется этим, получая неплохую прибыль за осуществление транзита российских и европейских грузов по территории Казахстана. Россияне хвастаются в своих СМИ, что контейнерные поезда из Чэньду в Ульяновск идут всего 12 дней. Идут они по территории РК. А наши грузы стоят. Если говорить о Европе, то там картина ещё более выгодная для европейских грузополучателей, они и для Китая, и для КТЖ – «священная корова», – рассказал о ситуации Невзоров. 

Константин Невзоров заявил об ущемлении интересов отечественных товаропроизводителей в части скорости получения грузов из КНР и грузов, следующих транзитом через КНР, в угоду транзиту по территории РК КНР – РФ, КНР – ЕС. 

«Механизм решения проблемы один – ограничение транзита, который идёт в ущерб отечественным товаропроизводителям и торговле, установление предельных сроков транзита грузов, адресом получения которых является РК, по территории КНР. Отечественные грузополучатели не должны быть в ущербном положении, в то время когда европейские и российские грузы следуют приоритетом через территорию РК», – сказал он.

В свою очередь, Гамир Жуматаев рассказал, что НПП «Атамекен» планирует:

  • На законодательном уровне повысить ответственность перевозчика КТЖ по соблюдению сроков доставки грузов во внутриреспубликанском и экспортном сообщении. Для справки: скорость одного вагона должна составлять 330 км/час, фактически она не превышает 100. Это дополнительные убытки для предпринимателей.
  • Второй момент. НПП хочет соблюсти баланс: если КТЖ поднимает стоимость своих услуг, пусть и поднимает скорость доставки грузов. То есть «поднимай стоимость и повышай качество услуг», – сказал Жуматаев.
  • На законодательном уровне закрепить компетенцию уполномоченных госорганов, соблюдение баланса во всех видах сообщений по принципу «транзит не в ущерб другим видам сообщений». 

«Когда наши госорганы скажут КНР: «Извините, мы не можем принимать транзитные грузы, пока в первую очередь не обеспечим первую потребность наших предпринимателей», я думаю, тогда разговор будет складываться. Должна быть выработана страновая позиция. Всё будет справедливо: каков ответ, таков привет. У них ведь экспорт в приоритете транзита, а у нас, наоборот, транзит в приоритете экспорту и импорту. Так быть не должно», – считает представитель Нацпалаты предпринимателей. 

Пакет предложений будет в ближайшее время вынесен на уровень правительства.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости