«Осмотр места происшествия проведен с нарушением» — защита Исахова требует признания недопустимым доказательством

cover Скриншот трансляции

Громкий судебный процесс над экс-замакима Шымкента Максутом Исаховым продолжается, за ходом разбирательства продолжает следить Orda.kz.

Бывшего чиновника подозревают в даче крупной взятки первому заместителю ДКНБ Манапу Сарбасову. За 200 тысяч долларов, по версии следствия, бывший комитетчик должен был закрыть уголовное дело в отношении сотрудников акимата. К слову, прокуратура Шымкента сняла с экс-замакима города Максута Исахова обвинения в лоббировании интересов компании при госзакупках с формулировкой «за отсутствием события уголовного правонарушения»

Адвокат Жания Бодау зачитала следующее ходатайство, где попросила суд признать недопустимыми доказательствами протоколы осмотра места происшествия и осмотра купюр. 

«Из протокола от 19 июля 2023 года следует, что осмотр начат в 20 часов 17 минут и окончен в 21 часов 41 минуту. При этом, видеокамера включена не в момент входа сотрудников ДКНБ в магазин “Шолпан”, а после того, как они уже там находились. Более того, до включения камеры сотрудники ДКНБ поставили счётную машинку в комнате магазина, где производили осмотр. А чтобы пройти в эту комнату, нужно пройти через кассу, коридор, то есть они ранее находились в магазине и за столь длительное время могли подменить содержимое пакета в течение 1:15 часов»  зачитывает Бодау.


Адвокат Жания Бодау | Фото: Orda.kz
Адвокат Жания Бодау | Фото: Orda.kz

 Из ходатайства адвоката также следует, что Тасполатова Аида, работавшая кассиром-продавцом в магазине “Шолпан”, ранее дала суду показания, в которых сообщила, что 19.07.2023 года в обеденное время в магазине ходил человек, который поставил на стеллаже освежитель воздуха (предположительно видеокамеру). В момент получения пакета она подумала, что в нём содержится коробка от обуви. Пакет поставила под стол кассы. С момента доставки пакета она от кассы неоднократно отходила для уборки и обслуживания клиентов. В магазине 19.07.2023 года находился племянник хозяйки по имени Алибек, который работает в ДКНБ, и он сопровождал сотрудников ДКНБ. 

«Однако на видео Алибек не зафиксирован, что свидетельствует о возможной его причастности к подмене содержимого в пакете. Важно отметить, если СТС установлен в магазине в обеденное время, значит, сотрудники, наблюдая за Ермахан Н., видели, что пакет доставлен в 18:32:05 часов. Они должны были незамедлительно проследовать в магазин, включив видеокамеру, изъять пакет и зафиксировать его содержимое. Однако этого не сделано! Непонятно, почему видеозапись с СТС завершена после доставки пакета в магазин в 18:32 часов, когда была возможность продолжить запись и зафиксировать неподвижность пакета под столом кассы и появление сотрудников ДКНБ. Тогда бы не было сомнений в том, что в пакете находились деньги»,настаивает адвокат.

Также сторона защиты отметила, что видеозапись прервана на 59 минуте 50 секунде в момент подсчёта купюр вручную, однако не сообщается о причинах прерывания и времени повторного включения записи, как того требуют Правила применения НТС.

Допрошенный в суде в качестве свидетеля следователь следственного департамента КНБ РК Тохтарбаев ранее рассказал суду, что в кабинете, где производился осмотр купюр, не было никаких лишних предметов, кроме коробки, внутри которой был чёрный полиэтиленовый пакет с деньгами, изъятыми в ходе осмотра места происшествия. В нарушение безотлагательного срока осмотра, спустя неделю, следователь произвёл нумерацию купюр. После этого в деле появились странные изменения, вместо чёрного пакета появился жёлтый. 

«В первичной упаковке не было жёлтого пакета, то есть не зафиксировано, каким образом первичный чёрный пакет заменён на жёлтый пакет и откуда он появился, если Тохтарбаев в суде утверждал, что в кабинете не было иных предметов кроме объекта осмотра. Если была бы видеофиксация осмотра, то мы бы увидели, как появился жёлтый пакет, и были бы устранены сомнения в целостности первичного чёрного пакета. Появление жёлтого пакета наталкивает на подозрения, что именно в нём в кабинет следователя для осмотра доставлены купюры и проведена их нумерация. Этим и объясняется производство нумерации купюр спустя неделю», продолжила адвокат.

Жания Бодау отметила, что следователь не должен был привлекать к осмотру купюр кассира обменного пункта.

«Привлечение вышеуказанного лица в качестве специалиста является нарушением требований ст.80 УПК, так как кассир пункта обмена валют не обладает специальными познаниями в области подлинности денег. В постановлении не указаны ни образование, ни иные квалификации Абдуганиева. Кассиром в пункте обмена валют может стать любое лицо, достигшее 18 лет»,  подытожила адвокат.

Читайте также:

Лента новостей

все новости