Суд над бывшим замакима Шымкента: сторона защиты подала ходатайство о недопустимости доказательств

cover

Судебный процесс над бывшим заместителем акима Шымкента Максутом Исаховым продолжается. Его обвиняют в даче взятки сотруднику ДКНБ Манапу Сарбасову. По версии следствия, за 200 тысяч долларов Исахов должен был закрыть уголовное дело против сотрудников акимата, сообщает Orda.kz.

На этот раз в суде в качестве свидетеля выступил директор ТОО «Старт-Строй» Кенжехан Искендиров. Допросить его оказалось делом не из лёгких, поскольку свидетель явился в суд только после пяти вызовов.

Адвокат Жания Бодау выступила с ходатайством об исключении из материалов дела заявления Искендирова. Она отметила, что предприниматель лично не подавал его на Исахова в ДКНБ 6 июня 2023 года. Он не был предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос и к заявлению не прикладывал документы, подтверждающие совершение уголовного правонарушения.

Заявление в дело подшили в октябре 2023 года, когда защита обвинила следствие в незаконном принятии заявления от Егизбаева, который не являлся работником ТОО «Старт-Строй». По мнению адвоката, данные факты свидетельствует о подлоге со стороны Искендирова с целью сокрытия факта незаконного принятия заявления от Егизбаева.

Свидетель рассказал, что решение написать заявление в ДКНБ было принято Егизбаевым. На вопрос адвоката Жании Бодау о том, почему пенсионные в последний раз перечисляли за него 11 лет назад, он не ответил.

Сторона защиты обратилась к суду с просьбой признать недопустимыми доказательствами постановление о выделении материалов из дела № 40 "Превышение власти" в отдельное производство и рапорт о регистрации сообщения в Едином реестре досудебных расследований за № 54 по делу о даче взятки.

«По делу №40 результаты НСД стали известны следователю 3 июля 2023 года и 12 июля 2023 года. Постановление о рассекречивании вынесено 1 августа 2023 года, но при этом не принято решения о приобщении к делу результатов НСД и носителей аудиозаписей в качестве вещественных доказательств», — зачитала ходатайство Жания Бодау. 

Адвокат подчеркнула, что следователь обязан был в первую очередь исследовать и приобщить результаты негласных следственных действий (НСД) к делу до 15 июля 2023 года, а затем незамедлительно выделить их из дела для начала нового расследования по даче взятки. Однако это не сделали вовремя, и материалы были выделены только спустя месяц постановлением от 14 августа 2023 года, что не соответствует требованиям закона.

Также сторона защиты обратила внимание суда на то, что руководитель следственно-оперативной группы СД КНБ Токтарбаев, не имея необходимых документов и результатов НСД-1 в отношении подсудимого, не имел права составлять рапорт и регистрировать сообщение в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) 15 июля 2023 года.

Бодау также указала на то, что результаты негласных следственных действий, проведённых с участием Манапа Сарбасова, являются недопустимыми в качестве доказательств из-за его поведения, которое могло включать имитацию преступной деятельности и склонение других лиц к совершению уголовных правонарушений. Она также отметила, что некоторые положения Уголовно-процессуального кодекса, предусматривающие НСД в виде имитации преступной деятельности, были исключены из закона.

«Ходатайство о поручении провести расследование СД КНБ подписано начальником следственного департамента, тогда как таким правом обладает только руководитель органа уголовного преследования. Более того, к ходатайству не были приложены документы и материалы, подтверждающие его доводы, то есть прокурор принял решение без исследования материалов дела».

Адвокат подсудимого указывает на явную заинтересованность КНБ в результате дела, что может подорвать объективность расследования. Тем не менее Генеральная прокуратура определила подследственность дела за КНБ, игнорируя подследственность дела по даче взятки Антикоррупционной службе.

«Сторона защиты попросила признать недопустимым доказательством результатов негласных следственных действий по делу №54. НСД проходили с прямым участием и под контролем Сарбасова, занимавшего должность замначальника ДКНБ по городу Шымкенту, в поведении которого прослеживается имитация преступной деятельности, в том числе с целью угрозы приведение в качестве примеров задержание других государственных служащих желание помочь Исахову и получить от него взятку в размере 200 000 долларов США, что влечет недопустимость всех результатов НСД-1 с его участием. Согласно закону негласные аудио- или видеоконтроль лица или места должны осуществляться строго в соответствии со статьёй 242 УПК. При производстве данного вида НСД не допускается поведение, имитирующее преступную деятельность, либо склонение другого лица к совершению уголовного правонарушения (провокация)».

Адвокат подсудимого обращает внимание на то, что законодательство исключает положения, предусматривающие негласные следственные действия в виде имитации преступной деятельности.

«Пункт 10 статьи 231 и 251 УПК, предусматривающие НСД в виде негласного внедрения или имитацию преступной деятельности, исключены из УПК законом»,уточнила Жания Бодау.

Последующие утверждения следователя КНБ Тохтарбаева о нераскрытии результатов НСД не имеют обоснования, так как эти материалы не были признаны секретными и должны были быть рассекречены в соответствии с законом.

«В описи уголовного дела отсутствует документ о рассекречивании материалов НСД, именно поэтому такие результаты НСД являются недопустимыми в качестве доказательств».

19 июля 2023 года Тохтарбаев поручил проведение НСД-1 в случаях, не терпящих отлагательств, в отношении Ермахан, выступившего курьером по доставке пакета в магазин. В этот же день старший оперуполномоченный ДКНБ Шымкента вынес соответствующее постановление.

В случаях, не терпящих отлагательства, допускается производство негласных следственных действий с последующим получением санкции следственного суда. 

Однако в описи и в деле нет постановления следственного суда о законности постановления о проведении НСД-1 в отношении Ермахан, то есть видеозапись по доставке курьером пакета в магазин «Шолпан» является недопустимым доказательством, говорит адвокат.

«Пакет доставили в магазин в 18:30, сотрудники ДКНБ осмотр магазина провели через полтора часа, в 20:00. Если наблюдали за Ермахан, почему его не задержали сразу в момент доставки? Какая необходимость была осматривать магазин через полтора часа? На видео видно, что камера включена после того, как сотрудники уже зашли в магазин. Тем более в соседнюю комнату, куда перенесли пакет и считали деньги сотрудники ДКНБ, до включения камеры поставили счётную машинку. За полтора часа можно что угодно сделать в магазине и чем угодно подменить содержимое пакета».

Допросить главного свидетеля Манапа Сарбасова в очередной раз не удалось. В следственном изоляторе экс-сотрудник ДКНБ изучает протокол допроса.

Читайте также:

Лента новостей

все новости