Убил и уехал за границу, несмотря на приговор: мужчина обезглавил друга на рыбалке в Алматинской области

cover

На берегу реки Или, в 12 километрах от села Акколь Алматинской области, произошло преступление. Компания друзей собралась на берегу, чтобы порыбачить, но алкоголь привел отдых к криминальной драме — мужчину зарубили топором. Убийца, отсидев в колонии часть срока, уехал за пределы Казахстана. В ситуации разбирался корреспондент Orda.kz.

Рано утром 12 июня 2010 года компания из шести человек отправилась на рыбалку на берег реки Или. Евгений Филимонов, его несостоявшийся тесть Мезенцев, соседи Андреев, Мосьпан и Кузнецов позвали с собой знакомого Дмитрия Балашова. На отдых они приехали рано утром. Установили снасти и палатки, накрыли стол, позавтракали и стали пить. Ближе к 11:00 Андреев ушел к своему знакомому в село Акколь, а Мосьпан с Мезенцевым и Кузнецовым уснули в палатках. Филимонов и Балашов продолжили пить коньяк. Через какое-то время их посиделки переросли в конфликт. 

Позже в полиции Балашов рассказал, что после ругани Филимонов ударил его по лицу, завязалась драка. Филимонов якобы взял топор и начал размахивать им, но Балашов сумел избежать удара и перехватил его. Они упали на землю, и Филимонов оказался сверху. Балашов начал бить противника по спине топором. Тот ослаб, но не отпускал нападавшего и продолжал бороться за свою жизнь. 

Вывернувшись, Балашов стал бить топором по голове, спине и шее Филимонова. Вскоре тот умер. Балашов расчленил тело своей жертвы и решил выбросить останки в реку. Однако ему помешал Андреев.

Не застав знакомого дома, он вернулся в лагерь и увидел жуткую картину: голова Филимонова отрублена, спина исполосована. Над его телом стоит абсолютно голый Балашов с топором в руках и продолжает бить. Андреев закричал: «Дима, что ты делаешь?!» Тогда Балашов отбросил топор и убежал в заросли. Проснувшиеся от криков Мосьпан и Кузнецов побежали за ним. Андреев же направился в ближайший населенный пункт, чтобы вызвать полицию.

Кузнецов на допросе сообщил, что, едва проснувшись, увидел голого Балашова, который еле держался на ногах. Он кидал в них пустые бутылки и песок. Мужчины смогли успокоить его, после чего он заснул.

Дмитрий Балашов частично признал свою вину, утверждая, что ссора началась из-за оскорблений Филимонова. И именно последний начал драку, а он лишь защищался. Убивать его не планировал, а расчленить тело и выбросить останки в реку он хотел, чтобы скрыть следы преступления. 

Суд признал Дмитрия Балашова виновным по пункту «д» части 2 статьи 96 УК РК («Убийство, совершенное с особой жестокостью» — в старой редакции 1997 года) и назначил ему наказание в исправительном учреждении строгого режима в виде лишения свободы сроком на 17 лет. В декабре 2011 года суд № 2 Ауэзовского района Алматы постановил, что Балашов должен выплатить около 6,5 миллиона тенге матери убитого.

13 лет борьбы за справедливость 

Нелли Филимонова так и не дождалась выплаты. Начала писать запросы в Комитет уголовно-исполнительной системы, прокуратуру и суды. Но получала отписки с указанием учреждения, в котором по закону Балашов отбывать свое наказание не мог.

Согласно приговору, он должен был сидеть в колонии строгого режима, а та, которую указывали в документах, значилась как общего. 

В 2011 году, сразу после решения суда, Балашов из тюрьмы написал заявление, что иск Филимоновой о взыскании с него морального и материального ущерба он не признает. И с приговором суда первой инстанции не согласен, потому что квалифицирует свои действия как самооборону, а не как убийство с особой жестокостью.

«Мировым соглашением решить вопрос невозможно, так как Филимонова не хочет мириться»,
 написал он.

В 2013 году Нелли Филимонова получила документ на тот момент от ДВД Алматинской области, в котором значилось, что убийцу ее сына якобы осудили по части 1 статьи 96 УК РК.

Хотя, согласно приговору специализированного межрайонного суда по уголовным делам Алматинской области от 19 января 2011 года, ему назначили наказание по части 2 пункта «д» статьи 96 УК РК. 

 

Для сравнения:

Часть 1 статьи 96 УК РК — «Противоправное умышленное причинение смерти другому человеку», наказывается лишением свободы на срок от шести до 15 лет.
Пункт «д» части 2 статьи 96 УК РК — «Убийство, совершенное с особой жестокостью», наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет либо смертной казнью, либо пожизненным лишением свободы.

В документе не было указано, в какой именно колонии отбывает срок Балашов. Все эти годы Филимонова безуспешно искала убийцу своего сына по казахстанским тюрьмам. В 2017 году она узнала, что Балашова экстрадировали в Россию. 

Гражданин Казахстана или России?

Как Балашова могли перевести в РФ в то время, как он должен был выплатить компенсацию, непонятно. Да и отбывает ли он срок на самом деле? Женщина каждый день задается этим вопросом. 

«Если никто в моей стране не может мне помочь, как мне действовать в России? Ситуация полностью вышла из-под контроля. Изначально информацию о его местонахождении от меня скрывали, а теперь он находится в России. Только в 2023 году мне предоставили документы от генеральной прокуратуры, в которых утверждается, что он якобы получил гражданство РФ еще в 1998 году, когда ему было всего 13 лет, в посольстве России в Астане. Это при том, что и его отец, и мать — граждане Казахстана. Ранее на суде утверждалось, что он гражданин РК, уроженец Джамбульской области. К тому же, если бы он действительно в то время был гражданином России, на суде должен был присутствовать представитель этой страны, а его точно не было»,
сокрушается женщина.

В 2016 году Пресненский районный суд Москвы рассмотрел прошение генеральной прокуратуры Казахстана о передаче Балашова для дальнейшего отбывания наказания на территории РФ в исправительной колонии № 9 города Курска. Суд удовлетворил ходатайство.

Российский паспорт Балашов получил только в 2017 году (документ есть у редакции). Он прибыл в РФ 23 августа 2016 года, когда на него уже были наложены обязательства перед Филимоновой, и выезд ему из Казахстана запретили. 

В 2020 году Филимонова обратилась в Курский областной суд с требованием взыскать с Балашова компенсацию. Осужденный просил отклонить ее ходатайство в связи с тем, что при этапировании из Казахстана за ним не числилось никаких задолженностей. Однако суд встал на сторону Филимоновой.

В 2022 году мать убитого получила справку о том, что за все время, что Балашов находился в РФ, он не выплатил ей ни копейки. 

Но на этом проблемы Филимоновой не закончились. Сожительница ее погибшего сына заявила права на его квартиру. И суд постановил присудить часть имущества ей.

Читайте также:

Лента новостей

все новости