Убийство финансового директора в Алматы: главный подозреваемый — её муж
Женщина много лет терпела побои от мужа и решила расстаться, но не успела. Её убили в конце января, но известно об этом стало только сейчас. Orda.kz обратилась за комментариями в Департамент полиции Алматы, пообщалась с родственниками убитой.
42-летняя Аль-Бейне Зарипова была финансовым директором компании-партнёре FlyDubai в Казахстане. С мужем в браке они прожили почти 15 лет, воспитывали 12-летнюю дочь. 31 января в 8 утра она получила множественные ножевые ранения, от которых скончалась. Главный подозреваемый — муж, Сабыржан Зарипов.
«Департамент полиции города Алматы сообщает, что по факту убийства проводится досудебное расследование. Подозреваемый задержан и взят под стражу. Назначены экспертизы. Сейчас следствие», — сообщили в пресс-службе ДП.
Убийство произошло в частном доме супругов в элитной части Медеуского района. Аль-Бейне прилетела в Алматы всего на один день, чтобы повидаться с дочерью, по дороге из Дубая в Астану, куда её недавно перевели по работе. Зарипову хотели отправить в Лондон учиться, открывались хорошие карьерные перспективы...
В последнем голосовом сообщении матери она говорила, что возвращается из Дубая «в свой ад». После прибытия в Алматы дома её ждал грандиозный скандал, который закончился для топ-менеджера авиакомпании побоями, ножевыми ранениями и смертью. Убийство происходило в подвале дома, в то время как на втором этаже находилась 12-летняя дочь.
Несчастливая семейная жизнь
Родственники убитой рассказывают, что дома у Аль-Бейне царило моральное и физическое насилие. Муж ограничил её общение с друзьями и родными, она общалась с ними чуть ли не втайне от мужа. Вот что Orda.kz рассказала её мама, Магжан Байсеитова.
«Не раз Аль-Бейне рассказывала мне про вспыльчивый и агрессивный характер мужа. После каждой ссоры он просил у неё прощения, а она постоянно давала ему шанс на исправление, хотела сохранить брак и воспитывать дочь в полной семье».
Через год после свадьбы, в 2010 году, Сабыржан пытался задушить супругу, когда она мыла посуду. Тогда женщина его тоже простила. В ноябре прошлого года женщина вызывала полицию, когда муж не отпускал её в командировку, пытался запереть дома и заламывал ей руки. Стражи порядка приехали и посмеялись, сказали, что она жива, и зачем, мол, побеспокоила полицейских.
«Почему-то, несмотря на поправки в УПК РК от 1 июля 2023 года о выявительном порядке возбуждения административного дела в сфере семейно-бытовых отношений, участковые не возбудили дело и не выдали моей сестре защитное предписание от агрессора-мужа», — рассказывает брат убитой Ерик Жусупов.
Эти поправки позволяют возбуждать дела об административных правонарушениях без заявления потерпевших. По факту бытового насилия для составления протокола теперь достаточно показаний свидетелей, соседей, записей камер видеонаблюдения и видеорегистратора.
Брат Аль-Бейне живёт в Павлодаре. В последний раз видел сестру в декабре 2023-го. Тогда у женщины по всему телу были синяки.
«Сестра мне рассказала, что это следы побоев от мужа, но уговорила меня не разбираться с ним. Она уже собралась с ним развестись и сообщила об этом супругу. Однако он настоял взять на раздумья полгода», — рассказывает Ерик Жусупов.
Мама убитой рассказала Orda.kz, что Сабыржан финансово зависел от жены. Возможно, поэтому новость о разводе была для него, мягко говоря, неприятной. Никто, конечно, не думал, что всё закончится убийством. Дом, где убили Аль-Бейне, был оформлен на неё.
Что будет с ребёнком?
12-летняя девочка теперь осталась без матери и с отцом, которого подозревают в убийстве. Юридически она — «социальная сирота».
«Такая трагедия может серьёзно сказаться на здоровье ребёнка. Чтобы защитить мою внучку и её законные интересы, я подала документы на оформление опеки. Сейчас мы — её ближайшие родственники. Я сама многодетная мать, ко мне домой постоянно приходят мои внуки. Надеюсь, что любящие родные помогут ей справиться с утратой мамы. Нам всем придётся как-то учиться жить без нашей Аль-Бейне», — сказала Orda.kz Магжан Байсеитова.
Страшный инцидент напоминает жестокое убийство алматинского юриста Айман Асановой в 2022 году. Женщину, которой было столько же, как и Аль-Бейне, 42 года, зарезал бывший муж, подкараулив её возле дома.
Сначала Специализированный межрайонный суд Алматы дал убийце один год и шесть месяцев, мотивировав кровавую расправу «состоянием аффекта». Мужчина 18 раз ударил свою жертву ножом, убийство зафиксировали камеры уличного наблюдения. После пересмотра дела Талгату Нуртаеву дали 11 лет тюрьмы.
Самым громким за последнее время стало убийство Салтанат Нукеновой в ноябре прошлого года. Главный подозреваемый — её гражданский муж и экс-министр национальной экономики Куандык Бишимбаев. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как он убивал Салтанат в астанинском ресторане BAU. При этом есть что-то общее в поведении мужей-деспотов. Они стараются ограничить общение жён с родными и друзьями, а семейная жизнь сопровождается постоянным рукоприкладством.
Комментарий эксперта
Халида Ажигулова — юрист-социолог, доктор права (PhD) Лестерского университета Великобритании, магистр права Оксфордского университета Великобритании.
«Эта ужасная трагедия произошла несмотря на серьёзный общественный резонанс, связанный с убийством Салтанат Нукеновой. К сожалению, казахстанские женщины продолжают подвергаться риску быть убитыми своими мужьями и сожителями. Поэтому очень важно, чтобы правоохранительные органы усилили работу по профилактике семейно-бытового насилия, чтобы ни один агрессор не уходил от ответственности даже за малейшее насилие. Агрессоры боятся только соразмерного, жёсткого и неотвратимого наказания», — сказала Ажигулова.
C 2020 года совместно с коллегами-юристами и экспертами она добивается криминализации побоев и умышленного причинения лёгкого вреда здоровью. По словам Ажигуловой, научно доказано, что уголовная ответственность за эти виды правонарушений существенно снижает уровень бытового насилия, а следовательно, и риск убийств.
На прошлой неделе Мажилис одобрил перевод статей «Побои» и «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью» из Кодекса об административных правонарушениях в Уголовный кодекс. Сейчас законопроект будет рассматриваться Сенатом.
«Я рада, что по этому вопрос есть достаточная политическая воля со стороны руководства страны. Надеюсь, что закон об ужесточении наказания за насилие небольшой тяжести в семейно-бытовой и общественной сферах будет принят в ближайшее время», — говорит юрист.
По данным Polisia.kz, в 2023 году к административной ответственности за бытовые правонарушения привлекли 60 741 человека. В отношении тиранов выписано 75 тысяч защитных предписаний, но мужу Аль-Бейне Зариповой предписание вовремя не выписали.
Читайте также:
Лента новостей
- Зятя Каржаубая Нурымова арестовали на 15 суток
- Смена президентов: кто возглавил Федерацию тяжёлой атлетики Казахстана
- Чуда не произошло: тенге снова падает
- Бывший аким Усть-Каменогорска станет советником главы ВКО
- Конь в авто: в Карагандинской области водитель катал лошадь в машине
- IT Fest-2024: почему не нужно бояться роботов и как дроны спасают жизни пастухов
- Десятки тысяч бутылок поддельной водки изъяли у туркестанских бутлегеров
- Принимать детей мигрантов в школы без знания русского языка запрещают в России
- Казахстанские предприятия получили более 200 млн тенге штрафов за отсутствие условий для людей с инвалидностью
- Скандально известную компанию из структур КМГ снова оштрафовали
- «До последнего опасались провокаций»: как в Алматы прошла выставка фонда #НеМолчи
- Стало известно, когда завершится следствие по делу об убийстве Шерзата Полата
- В страдающем от грязного воздуха Усть-Каменогорске назначили нового акима
- Певицу, отменившую выступление в Казахстане, номинировали на Нобелевскую премию мира
- Прокуратура предупредила жителей Талгара об уголовной ответственности за выход на митинги
- До 600 евро компенсации смогут получить пассажиры задержанных авиарейсов в Турции
- В Алматы продали здание, принадлежавшее Болату Назарбаеву
- Когда ярость лишает будущего: откровения осуждённых за убийство жён
- Кого будет проверять ВАП в 2025 году, рассказал Смаилов
- Нужно быть скромнее — Жумангарин оценил работу правительства