Тупые люди и козлы: подробности скандального заседания суда по делу Гульмиры Сатыбалды

cover Фото Orda.kz

Наша редакция освещает судебный процесс против Гульмиры Сатыбалды и ее помощника Мади Батыршаева с первого дня. С каждого заседания мы даём подробные репортажи. Но вчерашний — особенный. К материалам дела чуть не приобщили комментарии к публикации на телеграм-канале Orda.kz. А потом и вовсе разразился грандиозный скандал: потерпевший Абай Жунусов, бывший зять обвиняемой, потерял самообладание, выкрикивал оскорбления в сторону обвиняемых. Они кричали в ответ. Судья распорядился вывести их из зала, закончил заседание раньше времени и сообщил, что рассмотрит решение о том, чтобы дальше процесс шёл в закрытом режиме. 

Но расскажем всё с начала.

С утра продолжила давать показания Меруерт Бектенова, юрист Абая Жунусова. Отвечая на вопросы Рашида Тенизбаева, адвоката потерпевшего, она перечислила все компании и имущество, которое, как утверждает обвинение, Гульмира Сатыбалды отняла у своего бывшего зятя. 

«Гульмира Сатыбалды и её доверенные лица переписали офисное помещение (в "Гаухар Тас"), принадлежавшее Жунусову, числившееся на балансе АО "Baur Kazakhstan", компании MAG Resourse, BK Development, Baur Telecom, "Baur Жолдары", складское помещение на Москвина, 41 а. Более того, просто забрали у нас серверную и блок базы 1С-бухгалтерии, числящиеся на балансе Baur Kazakhstan», сказала Бектенова.

Также она назвала всех доверенных лиц экс-супруги племянника первого президента.

«Доверенные лица: прежде всего, это Айдар Байбосынов, Игорь Родионов, Беркут Нагашбек, Еркин Сеитов, Нурлан Доскали, Айгуль Мекешова, Сыздыкова Айгерим. Это всё люди, которые реально участвовали в передаче имущества (Абая Жунусова и его родственников Гульмире Сатыбалды)», говорит свидетельница. 

Она рассказала, что Нагашбек угрожал ей, здоровью её сына и родителей. Когда процесс переоформления складов, находящихся в городе Алматы на улице Москвина, затянулся, подчинённый Сатыбалды якобы начал давить на Бектенову. 

«Начались дичайшие угрозы в отношении моего несовершеннолетнего на тот момент ребёнка, угрозы в отношении моих родителей. После чего я обратилась к Абаю Кадировичу. Он поговорил с Нагашбеком, успокаивал его, объяснил, что по закону не может ускорить сделку», сказала юрист. 

На вопрос Тенизбаева, боялась ли свидетель Гульмиру Сатыбалды, она ответила: 

«Я её не боялась, не боюсь и не собираюсь бояться. Для меня это обычный человек».

Но при этом она отметила, что переживала за свою семью, так как слышала, что произошло с Абаем Жунусовым и Айгуль Мекешовой, которую, по её словам, похитили по приказу Гульмиры Сатыбалды. От Мекешовой бизнесвумен хотела таким образом получить долю в Maxi Bottlers.

«Мекешову украли. Я слышала от своих коллег, что угрожали девочкам, её детям. Зная Мекешову, она просто так не отдала бы долю — участие в Maxi Bottlers».  заявила свидетельница.

Асемгуль Даниалова, адвокат Гульмиры Сатыбалды, обратилась к Бектеновой с вопросом, отзывалась ли она негативно об её подзащитной в телеграм-канале Orda.kz. Адвокат зачитала переписку свидетельницы в чате с неким Алмасом Жолдыкуловым.

«Зато потом прибежал по зову этой Гульмиры на Восточку, и кричишь, что ты строил в Астане и в Алматы. Надо же быть таким! Ты же соучастник по сути этой Сатыбалды. Ты же с Сатыбалды работал. Реально думаешь, что таким, как ты, верят. Песня спета, да, время прошло, да. Завидовать надо молча», процитировала Бектенову защитница обвиняемой.

Она ходатайствовала о приобщении к делу этих комментариев, пытаясь доказать, что у свидетеля предвзятое отношение к её подзащитной. Даниалова объяснила судье, что это не личная переписка, комментарии можно как писать, так и читать в открытом доступе. Но судья отклонил ходатайство. 

Адвокат также попросила суд изучить стенограмму разговора, который свидетельница не вспомнила, а после пригласить её ещё раз. На этот раз судья согласился с защитой. 

Следующий свидетель, которого пригласил прокурор, вызвал оживление в стане журналистов. Его с первого дня упоминали почти все, кого опросил суд. Игорь Родионов — бывший охранник, бывший личный водитель и помощник Кайрата Сатыбалды, потом ставший водителем его супруги, а ещё позднее — учредителем ТОО «Ария-Жана Астана» и председателем наблюдательного совета нескольких «дочек» АО «Baur Kazakhstan».

Орда
Игорь Родионов. Фото: Orda.kz

Он рассказал, что познакомился с Кайратом Сатыбалды и его семьёй ещё в 1998 году, когда племянник Назарбаева работал заместителем акима Астаны. Потерпевших свидетель тоже хорошо знает, так как знаком с ними около 20 лет. Часто видел Жунусовых на семейных мероприятиях, а в момент горя — когда у Родионова заболел сын, — он обращался за деньгами и к Абаю Жунусову.

Несмотря на то, что Родионова пригласил государственный обвинитель, его показания очень отличались от тех, что слышали участники процесса ранее. Он утверждал, что когда его попросили занять руководящие должности в холдинге Baur Kazakhstan (а это произошло после того, как Сатыбалды отстранила от дел братьев Жунусовых), в компании уже были большие проблемы. В частности, в ТОО «Ария-Жана Астана», где Родионов до сих пор официально числится учредителем, на тот момент якобы накопились долги перед субподрядчиками и государством — компания не платила налоги. 

Орда
Информация о налоговых задолженностях ТОО «Ария-Жана Астана». Скрин из открытых источников

Кстати, если сейчас в открытом доступе в интернете запросить справочную информацию о скандальном ТОО, то можно увидеть, что оно до сих в списке должников по налогам — около 500 млн тенге недополучила казна по НДС. Там же мы узнали, что совсем недавно, 16 июля 2024 года, началась процедура о признании компании банкротом. А в своё время ТОО «Ария-Жана Астана» «гремела» на рынке строительства, получала самые лакомые государственные проекты. В том числе компания выстроила и здание суда, где проходит этот самый суд. Об этом факте при допросе свидетеля вспомнил адвокат потерпевшего Рашид Тенизбаев.

орда
Справка о начале процедуры банкротства. Скрин из открытых источников

Родионов якобы не знал о том, что Гульмира Сатыбалды в 2019 году незаконно удерживала в течение шести месяцев своего бывшего зятя под домашним арестом. Об этом ему стало известно недавно из публикаций в СМИ. 

В июле 2019 года ему позвонила Айгуль Мекешова и сообщила, что на него надо оформить компанию на «месяц-полтора». Родионов в то время жил и работал в Астане, поэтому выдал доверенность юристу Baur Kazakhstan Динмухамеду Жумадильде, который всё оформил. 

Позже свидетель пожалел о том, что отнёсся к сделке легкомысленно: до сих пор каждый день ему как учредителю приходится отвечать за долги ТОО «Ария-Жана Астана» в многочисленных судебных процессах, хотя компанией фактически он не управлял. За миллиардные долги, к которым свидетель себя считает непричастным, ему придётся расплачиваться своим имуществом. По словам Родионова, когда его «завели» в ТОО, все счета предприятия были арестованы. 

«На тот момент, когда я пришёл, уже всё почти стояло в аресте. Я номинальный учредитель компании. К бизнесу отношения не имел. Не подумавши, дал согласие. Совершил роковую ошибку. Ко мне каждый день, как в мавзолей, приходили люди и требовали выплат, перед которыми приходилось с утра до вечера оправдываться. Сейчас всё на мне висит. Звонят из ВТБ, говорят, что будут субсидиарно привлекать к ответственности. Там миллиардные долги, за которые я отвечаю своим имуществом. Также на мне ограничения на выезд»,  сказал Игорь Родионов. 

На вопрос Тенизбаева, был ли личный конфликт между Гульмирой Сатыбалды и её бывшим зятем, Родионов рассказал, с чего, возможно, начались все события, рассматриваемые на процессе. 

«В январе 2019 года я встречал Гульмиру Кауасовну в аэропорту (она прилетела из Алматы), мы ехали домой с Айгуль Мекешовой. И Мекешова по пути, пока мы ехали, рассказывала, что в компаниях Baur Kazakhstan не платят налоги, зарплату не могут людям выплачивать. В то же время у учредителя, Абая Кадировича, есть вторая жена и дети там. Он купил ей квартиру и машину купил. Зарплату получает в компаниях. У второго учредителя, Айбатыра Жумагулова, любовница тоже работает в компании, но на работу не ходит, а зарплату получает. Летает бизнес-классом, ей снимают квартиру и так далее. Деньги расходуются, а в компаниях их нет. Гульмира Кауасовна позвонила Абаю Кадировичу, вроде он ей всё объяснил и всё нормально. Но Мекешова снова и снова поднимала эту тему»,
рассказал свидетель.
По приезду в Алматы он начал изучать бухгалтерию «Ария-Жана Астана» и увидел налоговые задолженности. Спросил у бухгалтера Валентины Ким, почему она не платила налоги. На что она якобы ответила, что все деньги компании шли в головной офис — АО «Baur Kazakhstan» по прямому указанию Абая Жунусова. А бухгалтеру Анар Байдавлетовой якобы и вовсе было жаль денег на налоги.
«Почему-то тенденция у Анар Джалеловны (Байдавлетовой) такая была: на налоги мне жалко денег», сказал свидетель.

Адвокат Жунусова попросил Родионова доказать миллиардные задолженности компании. У свидетеля на руках были документы, в которых подтверждались суммы, исчисляемые миллионами и сотнями миллионов, из которых, по мнению Родионова, и складывались миллиарды. 

Из показаний свидетеля суду стало известно, что Абай Жунусов, уже будучи на свободе после навязанного ему Гульмирой Сатыбалды домашнего ареста, пытался наладить с ней отношения через Родионова. 

«В декабре 2019 года мы встретились с Абеке (Абай Жунусов), он дал мне дорожную карту, как вывести компанию из долгов. Что и как нужно сделать, чтобы выправить дела и вывести компании из минуса. Чтобы эти компании могли работать. Когда мы разговаривали, Абай Кадирович меня просил: "Игорь, договорись, чтобы я с Гульмирой Кауасовной сел за стол переговоров. Я объясню ей, как выйду из ситуации, я буду работать на одну зарплату. Не надо мне дивидендов, всё выведу, всё вделаю, на места поставлю, красиво всё будет. Есть несколько проектов. Если их вытащить, поработать с государством, можно будет закрыть долги"», вспоминал свидетель.

Кстати, позже в гневе Абай Жунусов, рассказывая об этой же встрече, негодовал, что Родионов вёл себя не как бывший водитель, а как «барин». Потерпевший пытался убедить суд, что Родионов некомпетентен и не мог решать вопросы управления компанией. Хотя свидетель несколько раз подчеркнул, что фактически он их и не решал и дела не вёл. Но на выпады Жунусова о своей некомпетентности он всё-таки обиделся и сказал, что у него высшее юридическое образование. 

Ещё из интересного: адвокат Тенизбаев поинтересовался у Родионова, каким образом он получил квартиру в Астане в жилом комплексе Samruk Towers. Свидетель сообщил, что купил её за два миллиона тенге. Такую низкую цену он объяснил льготой, которую ему предоставила Гульмира Сатыбалды «за доблестную работу». 
«Она стоила 24 миллиона. Мне по льготной цене Гульмира Кауасовна продала, потому что она мне её ранее обещала. У нас в компании такая тенденция: кто больше 10 лет отработает, тот получает квартиру. И не только я получил квартиру: Анар Джалеловна (бухгалтер АО "Baur Kazakhstan"), Айгуль Мекешова, много кто получил», сообщил Родионов. 

Свидетель рассказал, что Гульмира Сатыбалды для погашения долгов компаний холдинга вносила личные деньги и ставила в залог имущество своих родственников.

В конце Абай Жунусов попросил слово и уже на повышенных тонах рассказал о деталях отчуждения из его собственности доли в добывающей компании MAG Resourse. По его словам, Родионов участвовал в процессе в качестве «солдата» Гульмиры Сатыбалды и угрожал ему.

«При встрече он мне угрожал, говорил, что это требование Гульмиры, что он солдат и выполняет свою работу. При встрече он уже был назначен там (на руководящие должности), он уже был другим. Я Игоря знаю же. Когда у Игоря была беда, он ко мне обратился, когда Кайрат (Сатыбалды) его уволил в 2008 году, он остался без ничего. Он ко мне пришёл, я ему 10–15 тысяч долларов отдал, у него с сыном случился рак крови и так далее. У меня тогда были с ним хорошие отношения, я ему об этом и при той встрече напоминал», уже кричал Абай Жунусов. В это время Гульмира Сатыбалды пыталась перебить его крики словами, что сын Игоря Родионова умер. 

Жунусов продолжил давать свои «пояснения», всё больше повышая голос.

«Мне надоедало, что каждый раз, когда что-то случалось в компании, меня чуть ли не постели поднимали, говорили: он (Жунусов) виноват! Мне вот так это всё надоело! Я понимал, что эти дураки, которые ничего не понимают, тупые люди пришли и будут дальше беспредел реализовывать!» стукнул кулаком по столу потерпевший.

Судья попытался его успокоить:

«Уважаемые участники процесса, тот свод, который идёт с самого начала досудебного следствия, он просто в суде проверяется. Мы пришли к этой ситуации в суде. Всё нормально. Пожалуйста, успокойтесь. Для этого суд и существует, чтобы он дал оценку всем этим событиям»,
хотел разрядить обстановку судья Мартбек Какимжанов. 

Но потерпевший уже не мог остановиться, продолжил кричать: 

«Вот эти люди, которые практически не понимают, что такое бизнес. Что значит создать его с нуля, не понимают. Что значит вкладывать деньги. Они привыкли всё отбирать. Игорь, когда пришел туда, первым делом свой карман набил. Он получил вознаграждение — четырёхкомнатную квартиру. Если ты хотел чем-то помочь компании, Гульмире, ты должен был по-другому действовать. Ты должен был помочь ей, не получать с неё квартиры... А дураки, вы получали квартиры, забивали свои карманы!» 
фото Орда
Фото: Orda.kz

Судья обратился к адвокату Тенизбаеву, чтобы он разъяснил своему клиенту правила поведения в суде. А Жунусов тем временем распалялся всё больше:

«Мне надоело уже шестой год видеть их рожи. Ты козёл!»крикнул он обвиняемому Мади Батыршаеву. 

Судья приказал вывести обвиняемых из зала. Но потерпевший продолжал кричать и ругаться с матерью Батыршаева. Судья объявил о переносе слушаний на понедельник и сказал, что будет рассматривать решение о закрытом режиме для этого процесса.

Представитель Абая Жунусова Рашид Тенизбаев пояснил журналисту Orda.kz, что его клиента разозлила якобы «наглая ложь» Игоря Родионова и поведение подсудимых: потерпевший утверждает, что они спровоцировали его своей мимикой.

Адвокат Батыршаева, Асель Султанмуратова, в своём комментарии нашему корреспонденту сообщила, что «подаст жалобы в соответствующие органы для защиты прав и интересов» своего клиента.

Если суд всё-таки продолжит открытые слушания, то мы и дальше будем освещать это дело.

Напоминаем, экс-супругу Кайрата Сатыбалды, который приходится племянником бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, обвиняют в совершении уголовных правонарушений по трём статьям Уголовного кодекса:

  • 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»);
  • 194 ч. 4 п. 2 УК РК («Вымогательство»);
  • 389 ч. 4 УК РК («Самоуправство»).

Мади Батыршаева — водителя Гульмиры Сатыбалды — обвиняют в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»).

Ранее Гульмира Сатыбалды получила два уголовных срока. Год назад её приговорили к восьми годам лишения свободы. Суд Кызылорды признал её виновной в присвоении и растрате чужого имущества. В мае 2023 года районный суд Астаны вынес приговор по обвинению в организации похищения человека и самоуправстве и в качестве наказания назначил семь лет лишения свободы.

Читайте также:

Лента новостей

все новости