Трижды президент. Кто он – новый глава «Казахфильма», и чем запомнились его предшественники?

cover

После десяти месяцев бесхозности, государственная киностудия «Казахфильм» имени Шакена Айманова обрела-таки нового президента. Им, с одной стороны неожиданно, а с другой – закономерно, стал актёр и продюсер Азамат Сатыбалды, до этого занимавший должность ректора КазНАИ им. Жургенова.

Часть кинематографистов встретила назначение Сатыбалды с воодушевлением, но многие – больше озадачены. Впрочем, сейчас любая кандидатура на подобную «расстрельную» должность выглядела бы, как минимум, неоднозначно. Всё-таки национальный кинематограф уже давно движется двумя редко пересекающимися дорогами: государственной – с её неповоротливым бюрократизмом; и независимой – явно испытывающей усталость от потока кассовых, но однообразных комедийных проектов.

Закономерность назначения Азамата Сатыбалды в «Казахфильм» хотя бы в том, что ранее популярный актёр не только работал ректором КазНАИ, но и с 2018 по 2022 годы был директором Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Мусрепова. И в обоих случаях проявил себя, как эффективный менеджер. А параллельно был членом экспертного совета при ГЦПНК.

Независимо от государства он руководил собственным театром Theatre 28 и киностудией Cinema 28. Впрочем, последняя запомнилась лишь провальной мелодрамой «Ради тебя», вышедшей в 2018 году.

Что касается актёрских работ, то чаще всего Азамат Сатыбалды работал в картинах своего предшественника Акана Сатаева – начиная с сериала «Братья» и заканчивая проектами «Рассвет великой степи» и «Томирис». Одной из последних его ярких ролей стал образ Мукагали Макатаева в сериале ««Мұқағали. Бұл ғасырдан емеспін».

Сатыбалды, как Сатаев, и, наверное, в большей степени Ермек Аманшаев, умеет договариваться с разными поколениями кинематографистов. Например, в первый день назначения громче всех в соцсетях за коллегу радовались каскадеры из Nomad Stunts, а в первый день работы, не нарушая традиций, нового президента благословил Асанали Ашимов.

 

И, пожалуй, самая пикантная подробность творческой биографии.

Азамат Сатыбалды – единственный актёр, сыгравший сразу двух президентов (а больше и нет) Казахстана: Нурсултана Назарбаева в сериале «Полигон» и Касым-Жомарта Токаева в фильме «Путь лидера. Астана».


Но вернёмся к президентскому креслу «Казахфильма». В годы независимости его с переменным успехом (в большинстве случаев – неуспехом) занимали семь человек.

Ардак Амиркулов (1992 – 2002)

В первые годы независимости Казахстану, мягко говоря, было не до кино, но такой актив, как государственная студия, должен был кто-то худо-бедно да возглавлять. И надо сказать, что при всех тогдашних сложнейших условиях режиссёр только вышедшей тогда дебютной картины «Гибель Отрара» справлялся относительно неплохо, став самым «долгоиграющим» директором «Казахфильма» (должность президента появится позже).

В этот период на «Казахфильме» продолжали работать представители казахской Новой волны Серик Апрымов, Сатыбалды Нарымбетов, Амир Каракулов, Дарежан Омирбаев. 

Примечательно, что тогда же студию впервые попытались поставить на коммерческие рельсы, запуская жанровые проекты вроде неовестерна «Тот, кто нежнее» и мелодрамы «Фара» Абая Карпыкова.

Но проката, как такового, в стране не было, и картины стали популярными за счёт показов на ТВ. 

 

Ну, и, конечно, нельзя не упомянуть о том, что именно в эти годы павильоны студии жили во многом за счёт съёмок народной «мыльной оперы» «Перекресток». Своеобразным памятником той эпохи ещё пару лет назад было объявление на двери здания двухпавильонника с просьбой выключать пейджеры перед входом на площадку. Кто знает, может, оно сохранилось и до сих пор, ведь за предыдущую четверть века ни у кого не поднялась рука его снять.

Оценка работы: скорее, положительная. 

Сергей Азимов (2002 – 2007)

Документалист Сергей Азимов сменил Амиркулова на посту в 2002 году, при нём же, в 2005-м, студия поменяла юридический статус с «Республиканского государственного казённого предприятия «Национальная компания «Казахфильм» имени Ш. Айманова» на «Акционерное общество «Казахфильм» имени Ш. Айманова». Спустя год Азимов станет последним директором «Казахфильма» и автоматически займёт пост первого президента киностудии.

При Азимове будут открыты новые имена в авторском кино. Такие мастера, как Гульшад Омарова, Нариман Туребаев и Рустем Абдраш дебютируют именно при Азимове.


Но, безусловно, основной головной болью того периода станет хрестоматийный пример расточительства «сытых нулевых» – эпик «Кочевник», который поочерёдно снимали и бросали Иван Пассер, Сергей Бодров-старший и Талгат Теменов. 

Сейчас вряд ли кто объяснит, в чей светлый ум пришла мысль, что мексиканцы Куно Беккер и Джей Эрнандес – идеальные кандидатуры на роли казахов, а Марк Дакаскос способен привлечь зрителя в кинотеатры.

Но тогда под это было выделено только по официальным данным 34 миллиона долларов. Ни до, ни после в Казахстане не было настолько дорогостоящего проекта.

Эпоха Азимова завершится в 2007 году запуском трёх масштабных исторических проектов – «Прощай, Гульсары» Ардака Амиркулова по произведению Чингиза Айтматова, «Подарок Сталину» Рустема Абдраша и «Мустафа Шокай» Сатыбалды Нарымбетова.

Оценка: противоречивая; скорее, отрицательная, чем положительная. 

Анар Кашаганова (ноябрь 2007 – май 2008)

Единственная женщина на посту главы «Казахфильма» не продержалась и года и вряд ли чем-то запомнилось. Её временное назначение было компромиссом перед назначением следующего президента, поскольку ранее Кашаганова занимала должность главы творческого объединения «Дебют».

Едва ли за такой короткий отрезок времени она могла хоть как-то повлиять на работу студии.

Оценка: нейтральная. 

Ермек Аманшаев (2008 – 2014)

Парадоксально, но, пожалуй, наибольшего успеха «Казахфильм» достиг при руководстве человека, который никак не был связан с кино.

Ермек Аманшаев, заступив на пост, довёл до ума незавершённые проекты и сделал фокус на талантливую молодёжь. 

Именно при Аманшаеве дебютировали главные мастера авторского кино казахстанской современности Адильхан Ержанов, Фархат Шарипов и Эмир Байгазин.

При этом Аманшаев не обходил вниманием и мэтров, начинавших работу ещё в советский период – таких, как Дамир Манабай или Игорь Вовнянко. Умение договариваться с представителями разных поколений сделало Аманшаевым самым продуктивным президентом «Казахфильма».

Правда, этот период запомнился и началом так называемого пропагандистского кино. 

Был дан старт одиозной франшизе «Путь лидера», пожравшей миллиарды государственных денег на создание вылизанного до зеркального блеска образа Нурсултана Назарбаева.

Сюда же можно отнести и проекты вроде «Заговор Оберона» Айдара Баталова или «Ради будущего» Ерлана Сагинова.

Оценка: противоречивая; скорее, положительная. 

Бахыт Каирбеков (2015 – 2019)

Период угасания «Казахфильма», который продолжается и по сей день, начался с приходом на пост президента документалиста Бахыта Каирбекова.

Если предыдущие президенты были на виду (особенно выделялся харизматичный Аманшаев, который чуть ли не самостоятельно вёл премьерные показы в качестве практически шоумена), то Каирбеков стал самым незаметным руководителем.

 

Отчасти это связано с тем, что период руководства совпал у него с лечением тяжёлого заболевания, и фактическим руководством занимался вице-президент Серик Жубандыков.

На «Казахфильме» худо-бедно шла работа над несколькими проектами, мало кому интересными, и, наверное, этот период запомнится лишь запуском «Казахского ханства» и многочисленными скандалами с участием его создателей и тогдашнего министра культуры и спорта, а ныне осуждённого Арыстанбека Мухамедиулы.

Оценка: скорее, негативная.

Арман Асенов (август 2019 – июль 2020)

Фигура Армана Асенова сама по себе довольна интересная. Ещё в 2014 году, когда Аманшаева перевели в акимат Астаны, многие были уверены, что именно Асенов займёт его место. 

Ведь продюсерская компания «Байтерек», возглавляемая Асеновым, получала при Аманшаеве самые «жирные» проекты, включая первый казахстанский боевик в 3D «Возвращение в А» и всю ту же франшизу «Путь лидера».

Команда Асенова делала проекты дорого и богато, и, в принципе, продюсерский опыт позволял ему руководить такой махиной, как «Казахфильм». Проблема в том, что как только он заступил на пост президента, в стране возник Государственный центр поддержки национального кино, и весь свой короткий период руководства (меньше 11 месяцев) Асенов посвятил битве за госбюджет. Тщетно. Позднее Асенов сам ненадолго станет сотрудником ГЦПНК, а затем и вовсе пропадёт с киношных радаров.

Оценка: негативная.

Акан Сатаев (2020 – 2022)

На режиссёра и продюсера Акана Сатаева возлагали огромные надежды на протяжение всех двух лет президентства, но, увы, большинство из них не оправдалось.

 

С одной стороны, Сатаев рапортовал о газификации киностудии, повышении зарплат для штатных сотрудников и модернизации техники. С другой – при нём же на «Казахфильме» появилась жёсткая пропускная система, на которую жаловались многие кинематографисты, приходившие ранее сюда, как в дом родной. Произошло это после поджога студии в первые месяцы работы Сатаева.

Что касается кинопроектов, то никаких существенных сдвигов не произошло. Единственным крупным релизом стала картина «Рассвет великой степи», снятая самим Сатаевым.

Оценка: скорее, негативная.

Лента новостей

все новости