Три пули для Макпал Жунусовой и ещё 40 картин про политику. Почему Рашид Нурекеев такое больше не пишет

cover Коллаж Orda.kz

Во все времена художники, используя метафоры и аллегории, умели с удивительной честностью отражать всё, что происходит в обществе. Какой видит жизнь современного Казахстана изобразительное искусство, попыталась понять журналистка Orda.kz, посетившая мастерскую знаменитого художника Рашида Нурекеева.

Фото Orda.kz

«Расстреляли не только Заманбека»

Ранние работы художника были сделаны ещё в советскую эпоху. В них он сопоставлял соцреализм и пропаганду того времени с жизнью обычных людей. Политический и социальный кризис, явные противоречия между тем, что звучало с трибун и реалиями, — вот что хотел отобразить в своих полотнах Рашид Нурекееев.

После того как родина обрела независимость, художник поменял тематику своих работ. Потрясение от громких политических убийств нашло отражение в картине, посвящённой смерти Заманбека Нуркадилова. На ней нет изображения самого политика, а есть портрет Макпал и три выстрела, направленных словно бы на неё. Художник будто бы сказал, что эти выстрелы поразили и жену оппозиционера.

«Я убеждён: в "Новом Казахстане" ничего не изменится»

Политике Рашид Нурекеев посвятил около 40 картин. Он рассказал, что собрал все эти работы и провёл выставку. После её закрытия он пришёл к выводу, что молодёжь безразлична к проблемам сегодняшнего дня.

«Возможно, мы говорим на языках разных эпох. А может, искусству нет места в современном мире, подумал я. Конечно, есть карикатура, есть политическое искусство. Но я в итоге охладел к политике. Мне не нравятся лицемерные явления, которыми живёт "Новый Казахстан"», сказал Рашид Нурекеев. 

Художник показал нам работы, которые он готовит к новой выставке. Эти картины не излучают радость и оптимизм. Напротив, кажется, что от них веет холодом, тоской и даже отчаянием. 

«Я убеждён, что с приходом "Нового Казахстана" никаких изменений нет и не будет. После того, как я это понял, я потерял интерес к политическим темам. Мне как художнику захотелось убрать политику из своих произведений».

Январские события или стокгольмский синдром

Несмотря на осознанное нежелание касаться политики в своём искусстве, художник всё-таки невольно возвращается к ней. 

Фото Orda.kz
«Язык искусства богат. Существуют такие приёмы, как метафора и гипербола. Так, французский социолог и философ-постмодернист Бодрийяр говорил: не обязательно показывать смерть солдата, чтобы показать ужасы войны. Прямое изображение в живописи — это не искусство, это просто плакат или документалистика. Например, если говорить о войне в Секторе Газа, вспоминаю работу художника, который передал её языком искусства. Он отметил следы от пуль, попавших в стену, и указал, какая страна выпустила пулю. Он продемонстрировал, что пули пришли не из одной страны, а со всего мира. Январские события тоже можно показать языком эстетики, а не резни. Большинство моих нынешних работ связаны с этим событием»,поделился Рашид Нурекеев.
Фото Orda.kz

Он показал эскиз, созданный им под влиянием Қантара. Мы видим суслика, заключённого в клетку. Он хотел бы покинуть её, поднявшись по ступенькам вверх, но этот выход закрыт торчащим в подвешенном положении вагоном. На выставке художник планирует повесить над клеткой зелёную луну. Композиция будет назваться «Суслик, смотрящий на луну» и олицетворять страхи и беззащитность людей перед системой.

Фото Orda.kz

На других эскизах изображена спящая лиса, обнимающая вагон. «Любовь вагона и лисы» — так назвал эту работу художник. В ней он хочет поднять проблему не только Январских событий, но и взаимоотношений народа и власти в целом. По его словам, сейчас люди в Казахстане находятся в состоянии стокгольмского синдрома. 

Фото Orda.kz
«Сегодня люди, кажется, любят правительство. Но какая любовь может быть между ними после таких обстоятельств? Что это? Шизофрения? Или так работает коллективное сознание? У наших людей, похоже, стокгольмский синдром. И в таком состоянии народ находится не только у нас, но и в других странах», считает художник.
Фото Orda.kz

Тюрьма и путь надежды 

Художник показал нам свою необычную коллекцию книг. Он рассказал, что одну из них нашёл во время экскурсии по бывшей тюрьме в Алматы.

Фото Orda.kz
«На каждой странице журнала написано меню завтрака и указаны фамилии заключённых. Должно быть, после завтрака они ставили там свои подписи. На каждую страницу я наклеил изображение железнодорожного пикетного столба, отмеряющего расстояние в 100 метров. Эта скучно для читателя. Как наше время. Как спокойная жизнь без перемен. Но эта книга, с одной стороны, вмещает в себя большую тюрьму, а с другой — дорогу, путь, то есть надежду»,  сказал Нурекеев.
Фото Orda.kz

Осёл и его работа, которой нет конца

Фото Orda.kz

Мы заметили, что в работах художника часто встречается осёл. Изображая это животное, Нурекеев подразумевает современного человека, поглощённого работой и бытовыми проблемами. И этой метафорой он вовсе не хочет унизить общество, шутливо говорит, что в нынешнем мире «все мы ослы». 

Фото Orda.kz
«Я работаю с образом этого животного уже пять-шесть лет. Осёл — очень умное животное. Наряду с упрямством, он трудолюбив. К тому же он всегда знает, когда следует прекратить работу, чтобы не умереть от усталости. Осёл — образ народа, выполняющего работу, которая никогда не закончится».

Зачем посадил лисью голову на треногу

Художник рассказал нам, как сделал арт-объект из железной треноги, обозначающей геодезический пункт. Он изготовил голову лисы и насадил её на такую металлоконструкцию. Кстати, художник получил приглашения из-за рубежа с просьбой установить подобные арт-объекты. 

 

«Сегодня для определения территории используются спутники. А раньше были такие железные геодезические пункты. Я бы на все установил лисьи головы, чтобы превратить их в арт-объекты. Этот арт-объект связан с понятием "территория". Ассоциативный ряд ведёт к вопросу: почему одна страна хочет захватить территорию другой страны? Эта жизнь — бесконечная борьба. Земля у нас большая, но мы на ней не можем уместиться мирно. Одна страна оккупирует землю другой. Я использовал именно голову лисы, потому что она символизирует хитрость человека, а также его стремление к оккупации и тирании», отметил художник.
Фото Orda.kz

Рашид Нурекеев считает, что в искусстве не следует оставаться в рамках национального. Чтобы по-настоящему возвысить свой народ, необходимо выйти за пределы его проблем и боли, постараться отражать в работах важные для всего человечества темы.

Читайте также:

Лента новостей

все новости