Трактор для миллионера. С какими проблемами столкнутся казахстанцы после отмены налога на авто?

cover Изображение от Freepik

В Министерстве национальной экономики предложили упразднить налог на транспортные средства с меньшим объемом двигателя. Об этом говорится в консультативном документе регуляторной политики к проекту нового Налогового кодекса, который был опубликован на портале "Открытые НПА". Он находится на обсуждении до 29 сентября. Каких подводных камней стоит ожидать от этой инициативы и каким образом она затронет владельцев авто с большим количеством лошадиных сил, узнал корреспондент Orda.kz 

Как выяснилось, эта мера рассматривается Миннацэкономики как способ облегчения финансовой нагрузки на владельцев легковых авто. Связано это с тем, что ожидается существенный рост цен на топливо в связи с грядущим переходом к единому рынку нефтепродуктов стран ЕАЭС в 2025 году.

"При значительном росте цен на ГСМ (к примеру, в два раза, соответственно, вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортных средств. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом эконом-класса. Необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения", – говорится в приложенном документе.

Казахстанцы разделились на два лагеря: одни – за, другие – против. Первые считают, что нововведение поможет сэкономить, а вторые не уверены в его пользе.

Комментарии граждан к предложению на портале "Открытые НПА".

Несостыковки?

Изображение от tawatchai07 на Freepik

Противники нововведения напоминают о так называемом "налоге на богатство". Интересно, что, судя по приложению к документу, в Министерстве нацэкономики авто с большим объемом предлагают приравнять к предметам роскоши, за которые тоже нужно будет делать отчисления.

Однако, стоит понимать, новые и дорогие автомашины выпускаются в последние годы с экономичными двигателями. В то же время большинство казахстанцев ездит на авто, которые старше 30 лет и с "прожорливым движком".  

Ранее по этому поводу казахстанцы уже выражали свое недовольство. Так, более девяти тысяч казахстанцев подписали петицию на имя президента с требованием «принять меры по урегулированию и внесению изменений в действующее налоговое законодательство, поддающиеся здравому и логичному смыслу». 

Скриншот с сайта alash.online
«Если глубоко разобраться, то все рядовые марки автомобилей, опираясь только на объём двигателя по налогу прировняли к автомобилям, таким как Bentley, Rolls-Royce, Maybach, Lamborghini, Maserati, Aston Martin, Bugatti, чья стоимость и бренд действительно говорят о присутствии настоящей «роскоши». Один из примеров — это новые внедорожники, которые производят сегодня, это дорогие и люксовые автомобили, выпускающиеся с наименьшим объёмом двигателя в 3,5 литра, с высокой мощностью. По сравнению с их устаревшими предшественниками 4-литровыми автомобилями. Наглядно видно несоответствие по налогу», – пишет автор петиции.

Мнение юриста

Александр Каплан, фото из его личного архива.

Корреспондент Orda.kz обратился за комментариями к юристу и эксперту в сфере налогового права Александру Каплану. В  документе к новому налоговому кодексу говорится, что "в совокупную налоговую нагрузку при обложении транспортных средств можно включить следующие налоги и платежи: акциз на ГСМ. Чем больше объем двигателя автомобиля, тем выше налоговая нагрузка, обусловленная высоким потреблением ГСМ". Однако эксперт обращает внимает на другой пункт: "Упразднение налога на транспортные средства с сохранением налога по автомобилям с повышенным объемом двигателя".

Таким образом, считает Каплан, можно увидеть идею министерства на сохранение высокого налога на автомобили с большим объёмом двигателя ("роскошь") с исключением налога на малые объёмы двигателей и включения их в топливный акциз.

"Считаю данную норму, в целом, достаточно разумной, однако, как владелец автомобиля с двигателем объёмом более четырех литров, считаю, что целесообразно всё-таки унифицировать подход к налогообложению не только для двигателей менее четырех литров, но и для всех категорий автомобилей сформировать общий подход по включению налога в топливный акциз, при этом для автомобилей с большими двигателями оставить большой налог лишь при условии их новизны, к пример, "моложе" трех-четырех лет", – считает юрист. 

Мнение председателя НАС

Эдуард Эдоков. Фото: biz.kz

Независимый Автомобильный Союз (НАС) – общественное объединение, созданное в 2007 году, как организация по защите прав и отстаиванию интересов автовладельцев Казахстана. Корреспондент Orda.kz обратился за комментариями к председателю объединения Эдуарду Эдокову. 

Говоря о налоге на транспорт, эксперт отметил, что считает более справедливым, так называемый "налог в бензине". Его суть заключается в том, что чем больше километров проезжает на автомобиле водитель, тем больше он платит налог за топливо. 

"Налог в бензине" не идеален, конечно, но он более справедлив, на мой взгляд, чем сам по себе налог на транспорт. Он выглядит довольно разумно. Если ты больше ездишь, больше используешь инфраструктуру, больше загрязняешь, больше дороги портишь, то ты за всё это больше платишь. Поэтому налог на транспорт в бензине, пусть и не идеален, но более справедлив. И, мне кажется, его даже администрировать проще, чем собирать какой-то отдельный налог".

Говоря о налогообложении роскошных автомобилей, Эдоков считает, что этот вопрос требует более детального изучения. Ведь теперь, по мнению эксперта, получается так, что даже старые внедорожники с большим объемом двигателей, которые не являются роскошью, неожиданно ею стали и сейчас "задним числом" их могут обложить повышенным налогом. 

Председатель НАС рассказал, что раньше в правительстве уже поднималась подобная идея и тогда ему пришлось отстаивать свою точку зрения в мажилисе. Тогда, по его словам, точно также планировали увеличить налог на автомобили объемом свыше трех литров. 

"В принципе, они и протащили это дело. Но мы отстояли те машины, которые были уже ввезены. Получилось так, что машины, которые были ввезены до определенной даты, по-моему, в 2014 году, остаются на старом налоге. Все, кто завозит уже после того, как эти новые ставки приняты – получают новый налог. То есть, человек, если знает, что налог будет огромным, он уже не привезет многолитровый автомобиль. И вот тогда эта ситуация была более-менее решена. Такие автомобили тоже тогда считали роскошными и прочую чушь пытались навешать на эти древние пикапы и джипы 80-90-х годов. Сейчас из каких-то пыльных углов эту идею опять вытащили". 

Эдоков считает, что в нынешней ситуации стоит применить что-то подобное. К примеру, по новой ставке облагать только те большеобъемные автомобили, которые завозятся со следующего года. А все авто, что есть в стране сейчас – облагать налогом по актуальным ставкам. Такую систему эксперт считает более логичной и справедливой. 

"Если я 10 лет назад привез, допустим, пятилитровый автомобиль, и купил его, когда действовали какие-то определенные налоговые ставки. И, например, рассчитывал, что я не буду платить за него миллион тенге налога в месяц, а условно 50 тысяч. Вот я им пользуюсь и сейчас мне вдруг говорят: "Теперь у тебя будет не 50 тысяч налог, а миллион". Я думаю, что это крайне необъективное, несправедливое и даже глупое решение".

По мнению Эдуарда Эдокова, "критерием роскошности" автомобиля нужно считать не объём двигателя, а в первую очередь его стоимость. Шутя, эксперт приводит в пример трактор К-700 (объем - от 14,86 л и выше в разных модификациях), который утрированно можно точно также квалифицировать как дорогостоящий автомобиль олигарха.

Трактор К700. Фото: motor.ru
"Это преувеличено, конечно, но, видимо, такая логика у тех, кто подобные решения пытается продвинуть. Роскошью нужно считать стоимость автомобиля, наверное, это самый главный критерий. Если автомобиль стоит 200 тысяч долларов, то наверное, он похож на роскошный. И вот получается, что четырехлитровый 15-летний Prado будет роскошный, а 2,5-литровый какой-нибудь Maybach будет не роскошный? Ну, не бред ли это?"

Ранее создать альтернативный Налоговый кодекс силами гражданского общества предложили казахстанские бизнесмены. Эксперты в области экономики и предприниматели обсудили наболевшие проблемы малого и среднего бизнеса за круглым столом, организованном центром прикладных исследований TALAP. По словам экспертов, несовершенство и нестабильность налогового кодекса в Казахстане стимулирует теневую экономику. Предпринимателям легче платить зарплату в конвертах, чем нести налоговое бремя. Из-за чего сокращаются поступления в бюджет и появляется дефицит. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости