Тотальная магия для взрослых

cover Фото Ильи Ролдугина

Независимый алматинский «Тотальный театр» представил спектакль «Я есть» – первую премьеру команды в новой локации, собственном здании в старом центре города. От задумки до показа прошло почти пять лет. «Я есть» – это инсценировка романа британского автора Сидни Хопкинса «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна», написанного в 1974 году и изданного под псевдонимом Финн. По словам режиссёра Антона Зайцева, спектакль стал первым театральным переложением книги.

О чём это?

Сюжет романа (как и спектакля) можно уложить в одно предложение: история знакомства и двух лет дружбы четырёхлетней бездомной девочки Анны и девятнадцатилетнего Финна. Фабула небогата сюжетными поворотами, и самое интересное во взаимодействиях персонажей – это их диалоги, через которые Финн учится смотреть на мир глазами Анны, чьи удивительно мудрые оценки всего происходящего дают ответы на любые вопросы.

Несмотря на то, что в тексте часто упоминается бог, религиозной составляющей здесь минимум. Напротив, главная героиня совсем не разделяет традиционной трактовки «божественного», а в одном из эпизодов даже вступает в спор со священнослужителем.

Создатели же спектакля – режиссёр Антон Зайцев и автор инсценировки Елена Локшина – поясняют: вы можете не называть такой способ взаимоотношений с миром «богом», а называть «вселенной», или как угодно – но это всё равно будет о том, как жить в любви, принятии и гармонии.

Как это?

Красиво. «Я есть» – визуальный, по-настоящему, эстетский, при этом не нагруженный недоступными для понимания метафорами спектакль. Художник-постановщик Юлия Чернова и художник по свету Екатерина Злобина минимальными средствами создают атмосферу туманного Лондона: простые деревянные конструкции, несколько фонарей и дым-машина – вот и всё видимое волшебство.

Другое дело с волшебством невидимым. Сценография в спектакле выглядит действительно живой, притом, что в ней нет никакой автоматики – сплошь «ручная работа». Невидимыми движениями артистов эпизоды перетекают один в другой, уличные пейзажи сменяются домашними интерьерами, ванная комната с паром от горячей воды превращается в двор с настоящими качелями, те трансформируются в крыши домов, а между ними проезжает крошечный, но совсем настоящий поезд.

Фото Ильи Ролдугина

А главная театральная магия – в самой Анне, не только в персонаже, но и в «актрисе». Команда «Тотального» называет её «артисткой из Москвы» и описывает, как самостоятельную и своенравную. Анна – кукла. «Живая кукла», созданная по конструкции художника, основателя томского театра «2+Ку» Владимира Захарова. Внутри у Анны сложное металлическое устройство, похожее на насекомого с длинными лапами, и ещё – кажется, человеческая душа.

На сцене Анной управляет Антон Зайцев. Именно что управляет, а не играет роль – такое складывается впечатление. Играет он как раз Финна и создает персонажа трогательного и чувствительного. Переключаясь между ним и рассудительной Анной, актёр ведёт диалог не внутренний, а внешний, и получается сильная партнёрская работа, когда оба исполнителя – и кукла, и человек – существуют на сцене совершенно на равных.

Сразу четыре персонажа в спектакле – маму и бабушку Финна, священника и полицейского – воплощает Елена Локшина. Её образы уравновешивают и драму, и некоторый пафос текста, она – грандиозная клоунесса, виртуозно меняющая пластику, голос и внешность от эпизода к эпизоду. При этом спектакль не выглядит калейдоскопом лиц, историй, локаций, он как будто плавно и бережно несёт зрителя через всю историю.

Для кого это?

«Я есть» – это спектакль в формате театра кукол. Театр кукол для взрослых – всё ещё непривычная штука для публики в Казахстане, таких спектаклей совсем мало, а независимых команд, которые бы их создавали, и вовсе одна – собственно, «Тотальный театр».

Но сам «Тотальный» не называет себя кукольным, несмотря на то, что худрук Зайцев – в первую очередь, режиссёр-кукольник. Это театр разнообразных форм и направлений, в его репертуаре есть и драматические спектакли, а в скором времени планируется даже опера.

Фото Ильи Ролдугина

Так вот, сами создатели рекомендуют премьеру для аудитории 16+, но из всего предыдущего текста понятно, что это вовсе не из-за наличия каких-то специальных запретных «взрослых» тем, вопросов или визуальных решений. Скорее оттого, что для восприятия этой работы, чтобы погрузиться в неё в должной мере, нужен некоторый жизненный опыт.

Это спектакль для детей любого возраста, для каждого внутреннего ребёнка, живущего в любом взрослом. Для того, кто всё ещё готов поверить в волшебство.

Верите ли вы в «мистера Бога»?

В «Тотальном» рассказывают, что если бы не Анна и «мистер Бог», у театра не было бы собственной площадки. Текст романа в качестве материала к постановке существовал с режиссёром на протяжении пяти лет, менялись подходы и форматы. «Я есть» мог бы стать иммерсивным спектаклем или обзавестись совсем простой сценографией «из фольги и картона». Премьера чуть было не состоялась в прошлом году на сцене пространства «Трансформа», но у «Трансформы» случилась история с переменой мест, которая не закончилась до сих пор.

А «Тотальный театр» репетировал на чужой площадке, которая вскоре внезапно освободилась от предыдущих арендаторов. Так у театра появилось собственное здание, где осенью и открыли новый сезон. А в феврале – показали первую созданную на новой сцене премьеру.

Это, говорят, их Анна привела.

Лента новостей

все новости