То ли холодное, то ли тёплое тело: обвиняемый по делу Лизы Пылаевой садовник отказался отвечать на вопросы в суде

cover Фото из личного архива Александра Пылаева

В понедельник, 5 августа, в рамках судебного следствия продолжили допрос садовника Ухтама Махмудова по делу Лизы Пылаевой, погибшей в 2019 году. Он подробно рассказал о дне трагедии и сначала согласился отвечать на вопросы потерпевшего, но после перерыва решение изменил — Ухтам отказался общаться как с потерпевшим, так и с прокурором. 

В начале допроса, начатого ещё на прошлом заседании, он повторил, что в СИЗО его пытали, добиваясь признательных показаний. Также, по словам Махмудова, «сотый» засекреченный свидетель Иванов его оклеветал. Ухтам сказал, что сразу заподозрил, что сокамерник Иванов являлся агентом полиции.

Во время судебного заседания полчаса Ухтам рассказывал про издевательства со стороны человека, который представился ему «чехом». Обвиняемый вспомнил его настоящее имя — Данияр. По словам Ухтама, Данияр задавал те же вопросы, что и следователь Чапурин. «Чех» был уверен, что садовник взял крупную сумму денег с Андрея Шмакова. Каждые два дня Данияр выходил из камеры, а когда возвращался, продолжал избивать и пытать. Ночью он не давал Ухтаму спать, обеими ногами пиная его снизу. 

«Перед сном он между пальцами ног ставил бумагу, сверху и снизу поджигал, мучил меня. Люди, которые находились в камере, издевались надо мной и смеялись. Однажды, когда я спал, они вылили воду на мой матрас. Мазали лоб зубной пастой. Я думал, что по лбу ползают насекомые, я размазывал зубную пасту по лицу, и она попадала в глаза, щипало. Каждый день издевался по-разному. Из-за ожогов на ногах я не мог ходить».  

Ухтам рассказал, что после одного из избиений у него сильно заболело ухо и начала вытекать какая-то жидкость. Медик, к которому отвели Ухтама, сказала, что от удара лопнула барабанная перепонка. Никаких заявлений в связи с избиениями Ухтам тогда писать не стал. 

Фотографии дома

Ухтам Махмудов и переводчик
Ухтам Махмудов и переводчик

Сторона защиты представила фотографии участка, дома, а также комнаты Ухтама. Садовник показал, как передвигался по участку 12 мая 2019 года и где конкретно обнаружил Лизу. Девочку Ухтам нашёл в районе восьми часов вечера, уже после прочтения намаза. 

«Лиза лежала по пояс под статуей. Штаны у Лизы были приспущены и виднелись белые трусы. На Лизе был красный шарф длиной больше метра. Статуя не придавливала Лизу, я увидел зазор. Я откинул статую. Я прибежал на кухню, Леонарда Ивановна мыла посуду». 

По словам садовника, когда они прибежали туда, где лежала девочка, Леонарда Ивановна взяла руку Лизы, начала растирать её, пощупала пульс. Всё это длилось около пяти минут. Ухтам вспомнил, что когда девочку несли к машине, её тело было тёплым и мягким. Отвечая на вопрос, работали ли камеры на территории дома в мае 2019-го, Ухтам сказал, что камеры перестали работать за пять-шесть лет до трагедии. 

Ухтам Махмудов показывает, как он отодвинул памятник с тела Лизы
Ухтам Махмудов показывает, как он отодвинул памятник с тела Лизы

Ухтам вспомнил, что рядом с памятником стояла собака. «В тот день собака вела себя по-другому, не так, как обычно. Состояние было как будто она подралась или увидела кошку», — уточнил подсудимый. 

Везли Лизу в больницу в двухдверном «Мерседесе», где сидение поднимается руками. На заднем сидении села Марина, Лизу она взяла на руки.  

Дом Рыжаковых и Шмаковых
Дом Рыжаковых и Шмаковых

Садовник рассказал, что в семью Рыжаковых устроился, когда ему было 28 лет. Несмотря на это, русским языком в совершенстве он не владеет и понимает только часть обращённых к нему фраз. При этом во время следствия ему не был предоставлен переводчик, заявил Махмудов. 

«Я с ними много не разговариваю (Рыжаковыми и Шмаковыми — прим. авт.). Когда они мне что-то говорят, я частично не понимаю. Когда они отправляют по вотсапу сообщения, я перевожу их на казахский язык. На русском читать умею,  знаю те слова, которые используются в быту и дома». 

Вины не чувствует

Ухтам подчеркнул, что не чувствует себя ни в чём виновным. В том числе и поэтому он вернулся из отпуска в Узбекистане, куда поехал через несколько месяцев после трагедии. Садовник заявил, что он не был свидетелем предполагаемого ДТП и не видел, как произошёл несчастный случай.

По словам Махмудова, подневольным человеком он себя никогда не чувствовал и может уйти в любой момент. 

«До сих пор мне не известно, от чего умерла Елизавета Пылаева. Я на том месте не видел никакого преступления и никакого несчастного случая. Я видел только, как она играла. Она бегала на своих ногах, потом я поднялся наверх и после этого её не видел. А остальном это всё сказки, чьи-то фантазии, меня оговаривают. Меня допрашивали без переводчика, я не понимал суть вопросов».

Вопросы потерпевшего

Отец Лизы Александр Пылаев уточнил у садовника про время ифтара и чтение намаза в тот день, а также во сколько домой пришла старшая дочь Марины Рыжаковой София. 

По словам Ухтама, ифтар в день гибели Лизы был в начале восьмого, после чего садовник начал читать намаз. В общей сложности мужчина был занят до двадцати минут девятого. 

Ранее в своих показаниях садовник говорил, что Софию он увидел через домофон. Со временем её прихода он запутался — сначала сказал, что девочка вернулась ближе к шести, потом поправился и уточнил: в половину восьмого. В конце же сказал, что не помнит. 

— Я сам не открывал дверь. Возможно, она перелезла через ворота.
— Почему вы не открыли калитку Софии?
— Я зашёл в туалет. Когда я вышел, она уже открыла калитку. 
— У вас пульт всегда с собой? 
— Иногда в комнате лежит, иногда с собой ношу. 

На этом суд объявил перерыв, однако после возобновления допроса Ухтам отказался от дальнейших пояснений. «Я рассказал по обстоятельствам дела, я отказываюсь от дальнейшей дачи пояснений потерпевшей стороне и государственному обвинителю. Отказываюсь отвечать на вопросы», — заявил подсудимый. 

Тогда Александр Пылаев зачитал допросы за 2019 и 2021 годы, потому что увидел существенные расхождения в показаниях. Так, в 2021 году Ухтам говорил, что собака Белла убежала через дыру в заборе, и не помнит, пришла она потом назад или нет. 

Ухтам несколько раз менял свои показания относительно температуры тела Лизы. Сначала он говорил, что тело ребёнка было очень холодным. Потом уточнял, что тело было мягким и немного холодным. При третьем допросе тело было холодным и не было никаких признаков жизни. Были вопросы и по поводу расположения статуи и собаки возле неё. Адвокаты, заслушав ранее данные показания и ответы в суде, подчеркнули, что в целом существенных противоречий нет. 

Леонарда Рыжакова
Леонарда Рыжакова

После чего суд перешёл к допросу второй подсудимой — бабушке Лизы со стороны матери Леонарде Рыжаковой. Она поделилась своей версией происходящего 12 мая. Леонарда Рыжакова вспомнила, что после трагедии с Лизой собака Белла вела себя непривычно агрессивно. У неё были бешеные глаза, и когда женщина попыталась её погладить, хаски не далась и начала пятиться. По словам подсудимой, в морге на следующий день они смогли увидеть тело Лизы. Это произвело на них очень тяжёлое впечатление.

«В морге мы увидели израненное тело ребёнка. Непонятно, что же могло случиться. У нас было больше вопросов и ни одного ответа»,  сказала Рыжакова.

Допрос подсудимой прервали, суд объявил перерыв до 8 августа. 

Напомним, что по версии семьи Рыжаковых-Шмаковых, девочка погибла в результате несчастного случая — на неё упала статуя, стоящая на приусадебном участке. Следствие же считает, что Лизу на автомобиле сбила Ольга. Потерпевшими по делу признаны отец Александр Пылаев и бабушка девочки Алла Пылаева. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости