Свидетель по делу Лизы Пылаевой: садовнику приказали смыть кровь во дворе и помыть девочку

cover Фото из личного архива Александра Пылаева

В Алматы продолжается суд по делу шестилетней Лизы Пылаевой, которая погибла в 2019 году. По версии обвинения, Лиза погибла в результате аварии — её сбил автомобиль. Защита считает, что на девочку упала статуя, стоящая на приусадебном участке. На скамье подсудимых — тётя Лизы Ольга Шмакова, бабушка Лизы, Леонарда Рыжакова, и работавший в семье садовник Ухтам Махмудов. Потерпевшими по делу признаны отец девочки Александр Пылаев и бабушка  Алла Пылаева. 

«Была пьяна, несла чушь»

На судебном заседании 15 июля допросили Даметкен Аубакирову. Именно через неё, по версии обвинения, с Пылаевыми хотели договориться. Во время визита она спрашивала у бабушки Лизы Аллы Пылаевой, готова ли семья принять деньги, чтобы замять все разбирательства. Даметкен также озвучила версию с аварией, ссылаясь на осведомлённость своего приятеля Серика, знакомого с семьёй Шмаковых. Позже, однако, Даметкен заявила, что разговора о деньгах не было, а Серика она просто оговорила. 

На заседании свидетель была не слишком разговорчива. Судье Бакирбаеву даже пришлось сделать замечание из-за резких интонаций и фраз в адрес прокурора. В завершении женщина раздражённо произнесла: «Я вообще не понимаю, что я здесь делаю». 

Даметкен Аубакирова. Фото: Orda.kz.
Даметкен Аубакирова. Фото: Orda.kz

По её словам, семью Шмаковых не знает вообще, из Рыжаковых знает только Марину и видела её один раз. С Аллой Пылаевой они общались по работе, но подругами никогда не были, с Сериком Мендыбаевым их также связывало просто общение. 

«С Сериком просто общались, всё. Замужем я за ним не была, детей совместных нет, ещё вопросы есть? Просто зна-ко-мы-е», резко отреагировала Даметкен на вопросы прокурора. 

После многочисленных уточнений она всё-таки вспомнила подробности её визита к Алле Пылаевой после гибели Лизы. «У неё весь зал был в документах, было много версий. Вроде в одной из экспертиз было так написано: смерть наступила из-за борцовского приёма. Несколько версий звучало: памятник, собака, ДТП, борцовский приём. Алла их озвучивала, возможно, было и больше». 

Алла Пылаева тогда спросила у бывшей подруги: «С какой целью вы мне предлагали деньги? Вы начали со 150 тысяч долларов, дошли до 300 тысячи долларов». 

— Я не предлагала. 

По словам потерпевшей, они с Аубакировой не виделись с 2014 года и расстались не очень хорошо. Спустя шесть лет, в 2020 году, Даметкен захотела встретиться. Алла Пылаева зачитала переписку: «Добрый вечер, Аллуся. Говорить можешь? Только не злись. Я от чистого сердца. Честно говорю, тебе станет легче».

«Я поэтому и спрашиваю, с какой целью человек, который мне должен деньги, послал меня в 2014 году, а в 2020 году два часа напрашивалась в гости. Прошу обратить внимание суда, что свидетель врёт»,  возмутилась бабушка Лизы. 

Судья зачитал показания, которые женщина давала после трагедии. Уже тогда Даметкен отказывалась от произнесённого на аудиозаписи, сделанной во время встречи с Аллой Пылаевой. На записи Даметкен передавала слова своего приятеля Серика и озвучивала версию о ДТП. На допросе Даметкен сказала: «Была пьяна, несла чушь и оговорила Серика». 

Плакал, а потом уснул

Вторым допросили 19-летнего Кирилла Рыжакова. Кирилл — старший сын Марины Рыжаковой (мамы Лизы) от первого брака. 

Кирилл Рыжаков. Фото: Orda.kz
Кирилл Рыжаков. Фото: Orda.kz

Свидетель рассказал, что в тот день они вместе с братьями, сёстрами и дядей Андреем Шмаковым гуляли на лужайке за домом. Пообедали пиццей, после чего Андрей предложил детям поехать в кино. Кирилл и Лиза отказались. Кирилл делал уроки, потом спустился, усадил Лизу есть пиццу и смотреть мультики в кинотеатре на первом этаже. Сам мальчик ушёл в ванную. Через час он услышал крики, накинул на себя полотенце и выскочил из ванной. Во дворе Кирилл увидел уезжающего на автомобиле дедушку, а в гостиной — плачущую сестру Софию и бабушку, они молились. После этого Кирилл в подавленных чувствах вернулся к себе в комнату. Там он всё время плакал, после чего уснул. По словам свидетеля, он не слышал, когда вернулись его родные и как дом осматривали полицейские. 

По словам Кирилла, его тётя Ольга всегда была добра к детям, Лиза даже делилась с ней секретами и была близка, отношения были идеальны, чего нельзя сказать о связи с отцом —  Александром Пылаевым. Свидетель заявил, что потерпевший был строг и даже жесток по отношению ко всем детям. Кирилл в подробностях вспомнил несколько историй, чтобы проиллюстрировать агрессивное поведение бывшего отчима. Он рассказал, как Александр тыкал его в размазанный в машине пластилин и заставлял убирать. Из-за этого у Александра даже возник конфликт с тестем — Сергеем Рыжаковым, который заступился за внука. Также отчим заставлял есть конфеты, закрывая детские рты рукой, а за мелкие шалости ставил на гречку по несколько часов. 

Несколько лет после трагедии дети жили в Украине, там находится их родной отец. Пылаев уточнил, есть ли у Кирилла двойное гражданство. Свидетель заявил, что нет. Потерпевший попытался уличить Кирилла во лжи. 

Было несколько вопросов, которые касались слышимости в доме. Александр засомневался, мог ли Кирилл, находясь в ванной, глухой комнате с дверью из массива дерева, слышать крики. 

«Дверь не глухая. Если говорить на лестнице, то через деревянную дверь было довольно хорошо слышно», сказал Кирилл Рыжаков. 

Возникла путаница и с машинами. На судебном заседании Кирилл рассказал, что семья Шмаковых выехала в ТРЦ «Достык Плаза» на «лексусе», хотя во время допроса сразу после трагедии он говорил о «ленд крузере». 

Интересовался потерпевший и тем, почему Лиза отказалась поехать в торговый центр. «Как ребёнок в шесть лет отказался ехать в ТРЦ, где есть мороженое, пирожные?» Кирилл ответил, что Лиза часто присоединялась к семейным выездам, но по какой-то причине именно в этот раз не захотела. Пылаев уточнил, не кажется ли свидетелю это странным. «Нет, не кажется», — отметил парень. 

Пылаев рассказал, что исследование телефона Кирилла Рыжакова показало активность в Сети до четырёх часов утра в ночь после трагедии.

«Вы не спали до четырёх утра, вели активную переписку и никому из друзей о происшествии не рассказывали. Почему вы не слышали, как у вас в доме находилось до 70 человек сотрудников правоохранительных органов?» возмутился отец Лизы. 

Пылаев также спросил о ситуации, когда в 2016 году Лиза приехала из дома Рыжаковых со следами удушья на шее. «Рыжаков тогда сказал, что это были игры детей», — сказал Александр. «Я такое первое раз слышу», — ответил свидетель. «Может, он тогда был ребёнком или сейчас сочинительствует, но продолжается акция "облей грязью Пылаевых"», — возмутилась потерпевшая Алла Пылаева. 

Александр Пылаев. Фото: Orda.kz
Александр Пылаев. Фото: Orda.kz

Дал показания и умер

В завершении заседания судья Бакирбаев зачитал протокол допроса «сотого свидетеля», который был засекречен и проходил по делу под псевдонимом Иванов Иван Иванович. Свои показания он дал 17 января 2020 года, а спустя два месяца, в 12 марта 2020 года, умер от продолжительной болезни. 

В мае 2019 года свидетель сидел в камере приёмника-распределителя с Ухтамом Махмудовым, обвиняемым садовником семьи. Махмудов рассказал, что трудится разнорабочим в одной богатой семье.

«Со слов Ухтама, 12 мая 2019 года он находился по адресу, когда около 16 часов припаркованная BMW завелась и тронулась, он услышал шум, похожий на удар или падение. Он отправился на место и увидел лежащую на земле в крови Лизу. Рядом лежала статуя, которая стояла во дворе», значилось в протоколе.

Согласно тому же протоколу допроса, появившийся Андрей Шмаков, муж подсудимой, приказал смыть кровь во дворе и помыть Лизу. Ухтам, рассказал свидетель, испугался и согласился выполнить этот приказ. 

В качестве доказательств нереальности этих показаний адвокат Гуторова предоставила суду снимки территории. Согласно фотографиям, памятник, упавший на Лизу, находится значительно ниже уровня парковки. «В месте, где могло произойти ДТП, не могло быть никакой статуи и никогда не стояло. Статуя находится во дворе дома сзади», — подчеркнула адвокат. Однако, по словам отца девочки, на территории парковки у дома также стояло несколько статуй. 

Александр Пылаев зачитывает ходатайство. Фото: Orda.kz
Александр Пылаев зачитывает ходатайство. Фото: Orda.kz

 «По словам Ухтама, Лиза была дочерью Андрея. Ольга Шмакова ненавидела Елизавету, потому что та является дочерью его супруга», — зачитал судья из протокола умершего свидетеля. 

В допросе он также указал, пока Ухтам находился в спецприёмнике, его несколько раз посещал Андрей Шмаков и обещал помочь с освобождением, если тот будет молчать. 

Лента новостей

все новости