Тюльпаны надо знать в лицо: как не нарваться на дикий штраф за аленький цветочек?

cover Тюльпан Грейга. Фото: botsad.kz

Минувшей весной краснокнижные тюльпаны стали одними из основных ньюсмейкеров Казахстана. То в Туркестанской области женщина нарвёт охапку цветов на 11 миллионов. То сельский аким сделает фото с, предположительно, краснокнижными тюльпанами. Кстати, на этой неделе стало известно, что судить её будут на том самом поле, где был сделан снимок. Чтобы читатели Orda.kz не оказались в подобных ситуациях, мы решили поговорить о тюльпанах и о краснокнижных растениях вообще со специалистом. 

Экспертом в этой теме выступила гендиректор Института ботаники и фитоинтродукции Гульнара Ситпаева, с которой журналист Orda.kz пообщался на форуме «Проблемы и перспективы сохранения биоразнообразия Центральной Азии» в Национальной академии наук.

Гульнара Токбергеновна, я начну с обывательского вопроса: краснокнижных тюльпанов действительно настолько мало, что их нельзя рвать? Ведь на том же видео из Туркестанской области сельчанка на огромном поле цветов? 

— Любое вторжение в естественные популяции, особенно если это исчезающие виды, внесённые в Красную книгу Казахстана, — это уголовная статья (статья УК РК 335 «Незаконная добыча рыбных ресурсов, других водных животных или растений» — прим. авт.). Но это ещё и вопрос просветительской деятельности. Об этом нужно шире говорить. Потому что население просто не знает о том, что тот же тюльпан Грейга в некоторых популяциях растёт, казалось бы, на большой площади. Но на самом деле ареал у этих видов ограниченный. Поэтому они и в Красной книге. Порой бывает, что это буквально три точки или вообще одна.

То есть поле может быть большое, но оно одно? 

— Да, или в мире больше нет мест, где встречается это растение — оно есть только у нас. Например, у нас в Казахстане 41 вид дикорастущих тюльпанов, из которых 16 или 18 видов занесены в Красную книгу Казахстана. И я считаю, что нужно больше говорить о том, что такие виды находятся под охраной, что за это ждёт уголовная ответственность. То есть люди должны понимать, что это или реальный срок, или огромный штраф. Мы со своей стороны тоже стараемся вести просветительскую деятельность. В Ботаническом саду мы каждый год организуем лектории и обо всём этом рассказываем: о краснокнижных растениях, о заповедных территориях, о биоразнообразии, о важности его сохранения. Чтобы люди знали. 

Гульнара Ситпаева. Фото предоставлено Институтом ботаники и фитоинтродукции

Когда был скандал с тюльпанами в Туркестанской области, прозвучало мнение, что штраф в 11 миллионов слишком жёсткое наказание, потому что женщина могла не знать, что это краснокнижный вид. 

— Это означает, что в Туркестанской области слабо ведётся работа по популяризации биоразнообразия своего региона. Ведь эти растения — знаковые виды для Туркестанской области. Там об этом должны говорить в садиках, в школах, в университетах. И это должны быть не какие-то общие сведения, а нужно акцентировать внимание на том, какие виды для них знаковые — гордость их края. И о том, какое за это грозит наказание. Может быть, я резко говорю, но этой работы нет. 

А человек вышел с аула, сорвал цветы, и у него в голове даже нет понятия «Красная книга». Люди мало просвещены в законодательных аспектах. Особенно в том, что касается природоохранной деятельности. В общем, с Уголовным кодексом они, может, и знакомы. Но с тем, что касается биоразнообразия, и что за растения тоже есть наказания, это знает мало кто. И я думаю, прежде чем строго наказывать, нужно сначала с населением вести разъяснительную работу. И вести её нужно незамедлительно, на всех уровнях. Да, делается сейчас тоже много, но надо больше. 

Краснокнижные виды растений действительно знают не так много, как животных. Например, что сайгак, джейран или тюлень краснокнижные, знают все. Можете назвать хотя бы несколько известных краснокнижных видов растений? Вы уже упомянули тюльпан Грейка. Что ещё?

— Тюльпан Регеля, тюльпан Островского, тюльпан Кауфмана, юнона Кушакевича. Яблоня Сиверса — она не только в национальной Красной книге, но и в международном списке охраны природы. Всего в этом списке 401 вид из встречающихся в Казахстане. Только за последние три года в него внесли 24 вида.

Тюльпан Кауфмана. Фото: botsad.kz

А какой из регионов Казахстана лидер по краснокнижным видам?

— Это в целом юг, юго-восток и восток Казахстана. На юге — хребет Каратау. Это просто кладезь эндемиков. Своего рода мекка для ботаников. Ещё Аксу-Жабаглы, Сайрам-Угамский хребет, Заилийский Алатау, Джунгарский Алатау, Восточный Казахстан. Вообще в горных системах юга, юго-востока и востока Казахстана наибольшее биоразнообразие. В них сконцентрировано 80 % эндемичных растений (видов распространённых только в одном месте — прим. авт.). 

То есть в этих местах лучше вообще ничего не рвать?

— Лучше вообще нигде не рвать. Зачем это делать? Я этого не понимаю. Растёт цветок в природе — это его среда. Зачем его тащить и ставить в вазу? Он же там пробудет всего несколько часов. Пусть красота в природе и остаётся.

 Читайте также: 

Лента новостей

все новости