«Тифлисские свадьбы»: сациви из старого петуха

cover Фото Марины Константиновой

Национальный русский театр драмы имени Лермонтова выпустил премьеру – спектакль «Тифлисские свадьбы». Аналогичная постановка уже была в репертуаре «Лермонтовки», но почти полвека назад. Юбилеев, впрочем, хватает: театр проводит свой 90-й сезон, исполнителям главных ролей из состава 1970-х Лии Нэльской и Евгению Диордиеву исполнилось бы 90 и 110 лет соответственно, а пьесе «Ханума» уже 140! Написавший её Авксентий Цагарели вряд ли мог подумать, что и в 2020-х его творение будет так популярно.

«Выбирая пьесу, мы учитывали наше сложное время, когда всё меняется и рушится, – объясняет режиссёр-постановщик Григорий Лифанов. – И мы решили, что в такие времена очень важно отвлекаться от проблем и задуматься о главной теме и спектакля, и самой жизни: мы все – одна семья. Что важно собираться за одним столом, отмечать праздники шумно и весело. Поэтому мы постарались наполнить спектакль красками, любовью и юмором».

Действие пьесы происходит в конце XIX века в Тифлисе (как тогда назывался Тбилиси). Три мира – разорившейся княжеской семьи, процветающей семьи купца и конкурирующих свах – схлёстываются на сцене. Князь Пантиашвили прокутил своё состояние и намерен жениться на девушке из богатой семьи. Он нанимает Хануму – самую известную и коварную сваху в городе, и та находит ему невесту. Но другая сваха, Кабато, решает одурачить соперницу. А заодно нажиться на незадачливом женихе, и находит ему более достойную партию – юную дочь купца Котрянца. Тому такой брак по нраву – уж больно приглянулся ему титул потенциального зятя. То, что между будущими молодожёнами почти полвека разницы, никого особо не волнует.

«Какого я тебе жениха нашёл? Красивый, как нарцисс; стройный, как кипарис! Это если я на одном берегу Куры стою, он на другом, а между нами туман…»

И всё бы ничего, но в прекрасную Соне Котрянц влюблён племянник князя Пантиашвили, который из-за бедности вынужден работать в доме купца учителем.

Фото Марины Константиновой

Тут и начинается самое интересное. Свахи строят козни, окружающие потешаются над незадачливым князем, купеческая и княжеская семьи постоянно выясняют отношения. Но только настоящей любви всё нипочём. Фабула спектакля проста: все суетятся, а в конце, как нетрудно догадаться из названия, женятся.

Фото Марины Константиновой

«Тифлисские свадьбы» идут два с половиной часа с антрактом, но не утомляют. В спектакле много шуток, добротной актёрской игры и грузинского колорита. Декорации лаконичны, но самобытны. А костюмы на их фоне смотрятся ещё выгоднее. Переходы между мизансценами сопровождают национальные танцы – за них отвечает грузинский хореограф Кахабер Лагвилава. Не обошлось и без песен, в частности, «Сулико», которую исполняли как всерьёз, так и для подчёркивания комизма ситуаций. Пожалуй, это лучшее, что удаётся спектаклю, – не просто высмеять алчность, глупость и зависть, но высмеять с тонким грузинским колоритом.

Фото Марины Константиновой

Несмотря на свой почтенный возраст (или благодаря ему?), «Тифлисские свадьбы» срывают овации на премьерных показах. И тут органично ложится цитата из спектакля: «И из старого петуха сациви сделать можно. Главное, чтобы приправа хорошая была».

Лента новостей

все новости