Таксисты и их пенсия: получится ли всем угодить

cover Коллаж Orda.kz

Самозанятых казахстанских таксистов планируют полноценно вписать в систему налогообложения. Как полноправные работники они смогут получить социальную и медицинскую защиту. Впрочем, довольными перспективой оказались не все. С чем связаны возможные риски, попытался разобраться корреспондент Orda.kz.

Рынок труда в Казахстане продолжает меняться. Теперь облегчить жизнь хотят тем, кто в дождь и снег готов везти вас куда угодно – таксистам. Их заслуги перед обществом отметили в развитых странах мира во время пандемии. А президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в последнем послании народу обратил внимание на их проблемы.

«Тотальная цифровизация привела к новым формам занятости на основе интернет-платформ. Яркие примеры этого – водители такси, курьеры и другие. Эта сфера нуждается в содействии государства с точки зрения социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, налогообложения».

Как правило, эти люди получают заказы через разные цифровые платформы. У них нет договоров найма – соответственно, такие работники лишены соцгарантий. Вероятно, это могло быть одной из причин выступлений недовольных таксистов и курьеров в 2021 году. Их требования всегда были одни: снижение комиссии или повышение тарифов.

Справедливо было бы отметить, что сервис казахстанских перевозчиков нельзя назвать идеальным. Вспомнить хотя бы истории девушек о приставаниях в такси или рукоприкладстве водителей. Кроме того, заказчики порой сталкиваются с произволом: отмена заказов, курение в салоне авто, неприятные шутки.

Может, инциденты и случались потому, что таксисты не находились под социальной защитой, а теперь всё изменится? Прежде чем узнать это, не лишним будет понять разницу между прошлым и настоящим в профессии.

Что такое «агрегаторы такси»

До начала 2010-х в Казахстане люди чаще всего заказывали такси по телефону через диспетчерскую службу или останавливали попутку на дороге и договаривались с водителем. Немногим позже начали работать первые агрегаторы – «Лидер», inDriver «Яндекс.Такси», Uber, Мaxim, «АпаруТакси», «Везет» и DiDi. И это всё поменяло.

Агрегаторы называют себя IT-компаниями, которые «помогают водителю и пассажиру найти друг друга». Таксисты и клиенты устанавливают специальное приложение. С его помощью пассажир делает заказ, а таксист принимает. Приложение почти всё само делает за вас.

Собственных автомобилей у агрегатора нет. Поэтому он собирает заказы и передает их исполнителям – таксопаркам, компаниям-перевозчикам и индивидуальным предпринимателям, и зарабатывает на комиссии. Если у частного водителя нет статуса ИП, то работать с агрегатором он может через другие «подключашки», которые берут за это в среднем 5% от цены поездки.

Со временем традиционным компаниям такси – со своим парком, штатом водителей, медосмотром таксистов перед выездом, технической службой и ответственностью, оказалось трудно конкурировать с агрегаторами.

Им нужны гарантии

Нуржану Турсынбекову на вид около 50 лет. Он «крутит баранку» с помощью агрегатора два года. До этого работал электриком. Мужчина понимает, что на достаточную соцвыплату от государства для безбедной жизни он не наработал, а силы и возможности уже не те.

«Застал самые активные и переменчивые времена в такси. Столько историй, случаев – всё не рассказать. Мне нравится этим заниматься и получать за это деньги. Слышал про социальную помощь за отчисления. Это проложит путь к правам и защите нас, таких же полноценных работников. Это станет возможностью увеличить пенсию. Всё равно ничем другим не занимаюсь. По сути, у меня такой же 9-часовой рабочий день, а ко мне иногда как к прислуге относятся».

С ним оказались солидарны ещё двое опрошенных шофёров. Однако по обыкновению общительные таксисты при конкретных вопросах о заработке, уплате налогов и качестве своей жизни вдруг стали аккуратны в выражениях. Но об этом чуть ниже.

Другой извозчик – Ержан - полагает, что правительство могло бы улучшить ситуацию с ценами на бензин, чем снова забирать проценты от заработка таксистов.

«За пять лет был в отпуске дважды. Мало зарабатываем, едва хватает. Возить по городу посылки сейчас выгоднее, чем людей, за это больше платят. Не думаю, что кто-то из наших откладывает на пенсию. Можно ЕСП платить и получать все соцуслуги», – поначалу возмутился Ержан.

Однако позже мужчина прояснил кое-что. По его словам, много пассажиров, которые даже в часы повышенного тарифа едут на расстояние, где и пешком можно пройти, и это далеко не старички или больные, просто людям лень идти.

«Ну, заработаю я за такого 350 тенге и уеду из фиолетовой зоны (зона повышенного спросаоплаты - прим. ред.). Потрачу в итоге больше. Я не против самой пенсии, но у людей моего поколения она и так будет практически минимальной. Сейчас, как бешенный, вкалываешь по 14 часов ради семьи, на автомобиль. В итоге будут вычитать ещё проценты... Налоги и так плачу, и агрегатору идёт с каждого заказа 25% от суммы. Мы и без нововведения этого зарабатываем недостаточно, а теперь доходы точно сократятся».

Судя по разговору с водителями, многие из них, похоже, работают по 10-14 часов и даже больше. Зарабатывают по-разному, в основном, сумма зависит от количества заказов. Большинство других опрошенных имеют нейтральную позицию относительно нововведения.

Чтобы понять, что нужно работникам сервиса услуг, мы связались с правозащитником.

По словам директора карагандинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) Юрия Гусакова, в закон давно надо было внести соответствующие поправки. Это касается тех, кто работает или оказывает услуги в рамках договора возмездного оказания услуг.

«Несомненно, это шаг вперед. Только бы побыстрее всё это случилось и желательно под должным присмотром экспертов. Конечно, социальные блага таксисты отодвинули на второй план. В первую очередь они заинтересованы в получении денег. И это нормально. Но пока таксист работает не в штате какой-либо организации – это же добровольно. Не нравится цена – не принимай заказы. Однако проблема в другом. Они живут в условиях незащищённости, работают по контрактам нулевого часа, постоянно меняют место работы. Таксистам тоже нужны гарантии».

По его мнению, гарантии позволят избежать неравенства и дискриминации, а также обяжут платформы должным образом оформлять отношения с работником в виде трудовых договоров.

О цене вопроса

Исходя из открытых данных перевозчиков, объем рынка перевозок такси в Казахстане составляет порядка 198 млн поездок в год и около 120 млрд тенге. Три четверти из этих показателей приходятся на 3 города республиканского значения.  

Отметим, в остальных регионах сильно отличаются как тарифы на такси, объёмы оказанных услуг, поведение водителей, так и процент теневого рынка. Например, если в Алматы многие водители готовы взять попутчиков «с бордюра», то в Усть-Каменогорске и Петропавловске голосовать на обочине считается дурным тоном. 

Тариф на поездку складывается из нескольких составляющих: в него заложены посадка в такси, длительность поездки, доплаты за "пробки" и поездки в непогоду. Обычно посадка через агрегатор – 300 тенге, а в Нур-Султане она выше – 400. Одна поездка в столице стоит в среднем 500-900 тенге. Между 9 и 10:30 - где-то 800-1100, в час пик то же самое расстояние - до 2500 тенге. По данным таксопарков-партнёров желто-бело-черного агрегатора, доход у таксистов очень даже неплохой. Многие из них получают от 400 до 900 тысяч тенге в месяц. 

Исходя из анализа открытых данных и переговоров с таксистами, их доход составляет от 160 до 650 тыс. тенге. Сумма зависит от наличия своего автомобиля, его класса, продолжительности смены, региональных тарифов и праздничных дней.

Вот и сервис аренды машины службы такси в Казахстане развит лишь в нескольких крупных городах. Арендный платёж за машину без выкупа (предложений аренды такси с последующим выкупом на рынке практически не осталось) в разных таксопарках зависит от марки машины, года выпуска и варьируется от 5 до 9 тыс. тенге. Другими словами, за аренду машины водитель должен платить от 160 до 235 тыс. тенге в месяц. 

Возможно, наш рынок долгое время был диким, необузданным и настала пора что-то менять. Чего только стоят «бомбилы» около гостиницы, ТЦ, аэропорта или вокзала. Поэтому Казахстан и руководствуется в вопросах налогообложения опытом других стран, где таксистов давным-давно взяли в оборот.

Опыт Европы

Рынок здесь лицензируемый, люди даже учатся на таксистов. В разных частях Европы минимальная пенсия для них составляет 400 евро (186 тыс. тенге), а максимальная - около 1100 евро (512 тыс. тенге) в месяц. Например, в Германии норма работает с 2005 года. Британские таксисты получают полагающиеся льготы с 2017 года. Соглашение заключили между собой местный пенсионный регулятор с одним агрегатором.

Произошло это потому, что так постановил их Верховный суд в 2021 году. Теперь их частные наёмные водители должны классифицироваться как рабочие, а не самозанятые подрядчики, что дает им право на минимальную почасовую оплату, отпускные и пенсию. Работодатель, кстати, платит 5% от ЗП за таксиста.

Китай и Сингапур

В Сингапуре существует политика обязательного выхода на пенсию водителей такси по достижению 73 лет, так как средний возраст городских таксистов – 58 лет. Пенсия у них полагается с 60-65. Для обеспечения своего будущего, работники делают отчисления в размере 12%, но сами выделяют из дохода только 4%, остальное платят работодатели.

В Китае всё зависит от региона. Например, городские жители получают выплаты в размере 20% от средней зарплаты по региону или провинции, при том, что сельское население может рассчитывать на выплату не более 10%. Это связано с тем, что сельский работник не выплачивает никаких взносов и в итоге не имеет трудового опыта.

Размер пенсии таксиста в Китае варьируется от 900 до 3400 юаней — 58 и 220 тысяч тенге соответственно.

Россия

В начале мая в правительстве РФ внесли на рассмотрение законопроект, который, в случае принятия, позволит официально работать водителем такси любому совершеннолетнему. Есть условие – нужно уведомить налоговую о выборе режима уплаты налога на профессиональный доход по сниженной ставке 4–6%.

Однако для того, чтобы при достижении пенсионного возраста получать гарантированную пенсию от государства, самозанятым россиянам, как и гражданам, которые работают по трудовому договору, нужно иметь определённый минимум страхового стажа и индивидуальных пенсионных коэффициентов, так называемых баллов.

Пока до конца понять, как будет работать схема получения таксистами в Казахстане социальной и медицинской защиты, не совсем возможно. Однако точно ясно, что пенсионный фонд до этого недополучал миллиарды тенге, а целый класс работников был предоставлен сам себе.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости