Тайвань, Газа и наркотики: о чем говорили Джо Байден и Си Цзиньпин

cover Фото: Синьхуа

15 ноября в Сан-Франциско прошла, пожалуй, самая долгожданная политическая встреча года — Джо Байдена и Си Цзиньпина. Американский президент назвал переговоры с китайским лидером чуть ли не самыми продуктивными. Что интересного и важного обсуждали политики, рассказывает Orda.kz.

Стало теплее

Джо Байден и Си Цзиньпин знакомы друг с другом давно. Американский президент имел контакты с китайским председателем еще будучи вице-президентом при Бараке Обаме. Учитывая прохладные отношения двух стран, которые усугубились при Трампе, с приходом Байдена появилась надежда на их потепление. Однако они вновь обострились в 2022 году. Поводом стал визит на остров Тайвань спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, после которого Китай прекратил военные связи в одностороннем порядке.

Напомним, в ноябре прошлого года Си Цзиньпин и Джо Байден встречались в Индонезии на саммите «Большой двадцатки». Эксперты полагали, что встреча примирит США и Китай. Но в начале этого года нашелся еще один повод для спада их отношений — инцидент с китайским воздушным шаром, который сбили США. Американцы утверждали, что это был разведывательный аппарат, китайцы, в свою очередь, говорили, что это метеозонд, который «совершенно случайно вошел в американское воздушное пространство». Как бы там ни было, страны снова начали враждовать. Поэтому личную встречу Байдена и Си многие восприняли позитивно, особенно с учетом того, что Байден в этот раз выступал в роли хозяина, принимающего почетного гостя. И, пожалуй, о некотором потеплении после этих переговоров действительно можно говорить.

Фото: «Синьхуа»

Подводя итоги встречи, Си Цзиньпин сказал следующее:

«Мы должны построить больше мостов и проложить больше дорог для взаимодействия между людьми. Нам нельзя возводить барьеры или оказывать сдерживающее воздействие», — приводит его слова агентство Синьхуа.

Одним из главных достижений переговоров стало возобновление прямых контактов между военными двух стран, которые, как мы упомянули выше, были разорваны в августе 2022-го. 

Тайвань тоже был одной из тем разговора между президентами. Си призвал прекратить поставки оружия и не мешать мирному воссоединению острова с материковым Китаем. Байден же заявил, что он выступает за мир и стабильность в Тайваньском проливе, в очередной раз подтвердив позицию США о том, что они не признают независимость острова.

«Мы поддерживаем соглашение о том, что существует политика одного Китая и что и я не собираюсь это менять», — сказал Байден на пресс-конференции по итогам переговоров. 

Впрочем, эта позиция никогда не мешала США иметь крайне тесные контакты с Тайванем, руководство которого в КНР называют сепаратистским.

Наркотики и конкуренция 

Помимо этого, удалось достичь договоренности по борьбе с производством префиксов фентанила. Фентанил — это сильнейший наркотик, волна которого буквально накрыла США в последние годы. В 2019 году КНР и США уже договорились о том, что Китай будет пресекать поставки препарата. Но он продолжал поступать в Штаты в «разобранном» виде. Новая договоренность должна снизить масштабы поступления префиксов наркотика в США и снизить фентаниловую волну.

Информагентство «Синьхуа» также уточняет, что Си Цзиньпин и Байден намерены создать рабочую группу по сотрудничеству в борьбе с наркотиками.

Обсудили лидеры и сферу бизнеса между странами, которая в современных условиях по факту отражается на экономике всего мира. Так, Байден на пресс-конференции рассказал, что Си предъявил свои претензии касательного американского бизнеса в КНР.

«Мы возражаем против нерыночной экономической практики, которая ставит в невыгодное положение американский бизнес. Мы продолжим решать эту проблему», — подчеркнул Байден. 

В свою очередь, как сообщает СNN, Си Цзиньпин затронул тему ограничения экспорта технологий в Китай, обвинив Белый дом в использовании свои преимуществ в международной экономической системе для развязывания торговых войн и установления технологических блокад. На это Байден ответил примерно так — США не собираются предоставлять Китаю технологии, которыми можно воспользоваться в военных целях.

О смысле слова «диктатор»

Война уже второй год становится темой для разговора между Вашингтоном и Пекином. Если в прошлом лидеры двух стран обсуждали конфликт в Украине, в этот раз они говорили о ситуации в секторе Газа.

Как сообщает CNN, американский президент призвал Си использовать свои рычаги влияния на Иран, чтобы предостеречь Тегеран от более масштабной эскалации на Ближнем Востоке.

На это министр иностранных дел КНР Ван И ответил, что они уже провели переговоры с Ираном на эту тему. Но подробности раскрывать не стал.

Фото: «Синьхуа»

Говорили Си с Байденом и о территории, граничащей с Казахстаном. Американский президент выразил озабоченность по поводу соблюдения прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и Тибете. Нужно отметить, что тема этнических меньшинств в КНР — одна из дежурных на переговорах американских и китайских лидеров. На положении дел в этих автономных районах такие разговоры, как правило, особо не отражаются.

Кстати, последнее заявление Джо Байдена по итогам переговоров к тривиальным не отнесешь. Отвечая на вопрос, будет ли он теперь называть Си Цзиньпина диктатором, американский президент ответил так:

«Ну, смотрите, это он и есть. Я имею в виду, что он диктатор в том смысле, что он человек, который управляет коммунистической страной, основанной на форме правления, которая совершенно отличается от нашей».

Но все же настрой Байдена был весьма позитивным:

«В любом случае, мы добились прогресса».

Читайте также: 

Лента новостей

все новости