Один пояс, много путей: о чём на форуме в Пекине говорили Си Цзиньпин, Токаев и Путин

cover Фото: Синьхуа

Форум международного сотрудничества «Один пояс, один путь» собрал в Китае первых лиц более 20 государств. Особое внимание – к речам, которые произносили мировые лидеры на открытии мероприятия. Ключевые моменты их выступлений – в материале корреспондента Оrda.kz.

Для Казахстана в первую очередь представляет интерес, что сказал президент Токаев и лидеры ближайших стран – хозяин форума Си Цзиньпин и глава России Владимир Путин. 

Новые дороги и красивые проекты 

Выступление Си Цзиньпина можно поделить на две части: подведение итогов за 10 лет существования форума «Один пояс, один путь» и планы на будущее.

Итоги, судя по выступлению китайского председателя, у инициативы весьма неплохие. «Один пояс, один путь» стал новым импульсом для мировой экономики, свидетельством чего может быть такая цифра: за десять лет существования форума к нему присоединились 150 стран.

Благодаря инициативе развитие получили морские порты, энергетика и вообще экономика тех государств, которые «Пояс» связал с Китаем.

Фото: Синьхуа
Но для Казахстана интереснее была скорее вторая часть. Хотя бы из-за упоминания того, что Китай планирует ускорить железнодорожное сообщение Китай – Европа и создать новый логистический коридор через Азию.

Направление этого коридора Си не конкретизировал, но нельзя исключать, что это был намёк на Транскаспийский маршрут. Межправительственное соглашение между Китаем и Казахстаном о его развитии было подписано накануне. А Касым-Жомарт Токаев во время своего выступления на открытии форума фактически провёл его презентацию, пообещав за три года проложить 1 300 километров железнодорожных путей и открыть новые сухие порты на границе с Китаем. 

Сказано это было на фоне того, что создание альтернативного маршрута из Китая через Кыргызстан и Узбекистан застопорилось. Причём настолько, что этот путь даже не упоминается на сайте президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в сообщении о его встрече с Си Цзиньпином. 

Перекликаются выступления Си и Токаева и в теме цифровой коммерции. Президент Казахстана возложил на проект «Цифровой шёлковый путь» большие надежды, а председатель КНР пообещал активно развивать электронную коммерцию и даже провести выставку цифровой торговли. 

Озвучил Си и заманчивое предложение для бизнеса из стран «Пояса» – китайский лидер пообещал направить 350 миллиардов юаней (примерно 47,8 миллиарда долларов) на «маленькие, но красивые» проекты, и ещё 80 миллиардов юаней на другие инициативы. Посмотрим, войдут ли в число «маленьких, но красивых» проекты казахских бизнесменов. 

Фото: Синьхуа

 Земля и море 

Выступление Путина на форуме можно расценивать как глобальную рекламу «Российских железных дорог» и Северного морского пути. Да, российский президент высказал идею большего взаимодействия участников «Пояса» и стран Евразийского экономического союза. Но государства ЕАЭС, в принципе, уже имеют отношение к китайской инициативе.

А вот про железною дорогу и Севморпуть Путин говорил много и обещал:

  • модернизировать Транссибирскую магистраль,
  • построить железнодорожные пути до портов на Северном Ледовитом океане,
  • построить мосты через реки Лену и Амур,
  • сформировать коридор «Север – Юг», соединяющий порты на Балтийском и Северном морях с Индийским океаном.
Фото: Синьхуа
Правда, в отличие от Токаева, который на строительство новых железных дорог отвёл три года, Путин конкретных сроков реализации российских  проектов не назвал.

И если рассматривать модернизированный Транссиб как конкурента Транскаспию, то у второго пока плюсов больше: этот путь короче, у его развития есть чёткое время и на Казахстане нет санкций.

Конкретные сроки Путин назвал, презентуя Северный морской путь:

«Уже со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса на всём протяжении Северного морского пути станет круглогодичной».

И вот это предложение для Китая может быть более заманчивым, потому что ещё в 2010 годы КНР начала строительство ледокольного флота, который по замерзающему на зиму Севморпути сможет пройти. И даже путь из Шанхая – крупнейшего порта мира, до Роттердама – крупнейшего порта Европы, по Севморпути получается ближе.

Отдаст ли предпочтение китайский флот холодному, но короткому пути с безлюдными берегами, вместо долгой дороги по тёплым морям с густонаселёнными странами, увидим в ближайшие годы. 

Ещё один примечательный момент – впервые за долгое время Путин в публичном выступлении вообще не вспомнил Украину и не обвинил в чём-либо коллективный Запад.

Для российского президента это было бы напоминание собравшимся, а особенно Китаю, об огромном минусе, который сейчас есть у РФ – о войне и санкциях. Особенно на фоне слов Си Цзиньпина, что Китай не покорял стран с помощью оружия со времён древнего Шёлкового пути. У Казахстана, кстати, и здесь огромный бонус – у страны не было внешних вооружённых конфликтов за всю историю независимости. У Китая, к слову, их тоже не было с 1979 года.

В чём, конечно, Казахстан уступает России, так это в товарообороте. Путин на встрече с Си Цзиньпином сообщил, что за последние 12 месяцев в денежном выражении этот показатель между КНР и РФ составил 200 миллиардов долларов. У Казахстана суммы заметно меньше. В 2022 году товарооборот стран составил 24 миллиарда долларов. Но значит есть куда стремиться.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости