Свидетель в суде против Гульмиры Сатыбалды рассказал, кому, сколько и за что должны потерпевшие

cover Фото: Orda.kz

Суд против Гульмиры Сатыбалды и её помощника Мади Батыршаева приближается к концу. Показания дали подсудимые. Обвиняемая не признала своей вины и заявила, что потерпевший Абай Жунусов привёл к банкротству их общий бизнес. Обвиняемый поклялся Аллахом, что никаких противоправных действий не предпринимал. Свидетель обвинил братьев Жунусовых в том, что под их управлением компания задолжала более миллиарда тенге поставщикам. Корреспондент Orda.kz рассказывает новые подробности процесса.

Суд начался с того, что адвокат потерпевшего сообщил о болезни своего клиента. На прошлом заседании судья Мартбек Какимжанов порекомендовал Рашиду Тенизбаеву обеспечить явку Абая Жунусова, который не появлялся в зале суда с 18 июля. Тогда он потерял самообладание во время  показаний свидетеля Игоря Родионова — бывшего водителя, личного охранника и помощника Кайрата Сатыбалды. Адвокат Рашид Тенизбаев сообщил, что потерпевший попал в больницу. 

Суд приступил к долгожданному опросу обвиняемых. Судья разъяснил подсудимым, что их показания могут быть использованы против них. Также он рассказал, что согласно процедуре, сначала их должны опросить адвокаты защиты, после — потерпевшая сторона, далее прокурор и, при необходимости, судья. Но Гульмира Сатыбалды и Мади Батыршаев заявили, что воспользуются правовом не отвечать на вопросы других участников процесса. 

Показания Гульмиры Сатыбалды можете прочитать здесь.

Её помощника Мади Батыршаева следствие обвиняет в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 126 ч. 3 п. 3 УК РК — «Незаконное лишение свободы». Абай Жунусов утверждает, что сидел под «домашним арестом» по прямому указанию Батыршаева. По словам потерпевшего, охрану его дома обеспечивали люди, которые были в подчинении у помощника Гульмиры Сатыбалды. Согласно свидетельствам потерпевших, эти люди не только запрещали Жунусову покидать дом, но и ограничивали доступ родственников к нему.

Батыршаев тоже заявил о своей невиновности. Он подтвердил, что ездил с Гульмирой Сатыбалды к дому матери Абая Жунусова и оттуда привёз потерпевшего в офис, а потом доставил его домой. Сообщил, что не слышал, о чём разговаривали его шефиня с Жунусовым, всё время он только выполнял обязанности водителя.

«Не знаю, о чём они разговаривали. Я стоял в стороне. Через некоторое время мы поехали в офис, там я также не вмешивался в их разговор. О чём шла речь, я не знаю. Потерпевшие рассказывали о незнакомых парнях. Но я не знаю этих людей. Я не видел, чтобы в офисе ходили чужие люди. Потом, я не помню точно в какое время, мы отвезли Абая Жунусова домой. Он говорил, что его насильно незаконно удерживали дома. Так как они родственники, я ни во что не вмешивался. Думал, что у них семейный конфликт. Я просто выполнял обязанности водителя», сказал подсудимый.

Он также опроверг обвинения в том, что по его приказу охранники держали потерпевшего взаперти в его же доме:

«Потерпевшие говорят, что я выполнял приказы Гульмиры Сатыбалды. Она не давала мне никаких приказов о том, чтобы мы держали Жунусова против его воли в его же доме, или совершали в отношении него насильственные действия. Никаких ребят из ОПГ, о которых говорили потерпевшие, не было. Даже если бы так было, братья Жунусовы могли свободно ко мне подойти сказать: Батыршаев, что ты делаешь. Потому что мы с ними знакомы».

На обвинения Жунусова, прозвучавшие ранее в суде, что Батыршаев получил в подарок от Сатыбалды квартиру и машину за то, что он выполнял её приказы, обвиняемый ответил:

«Это неправда. Я купил квартиру на заработанные честным трудом деньги, которые долго копил. Компания ещё в течение 10 лет удерживала с моей зарплаты деньги на неё. Эту квартиру и машину я заработал своим трудом. Аллах свидетель, всё имущество я покупал на деньги, заработанные честным трудом. Моя работа: отвозить, ждать, снова отвозить в указанные места. Это всё», сказал Батыршаев. 

Далее защита пригласила ещё двух свидетелей. Первым показания дал Сарсенбек Ильяс — племянник Гульмиры Сатыбалды, который несколько лет работал менеджером снабжения в ТОО «КазГерСтрой», входившей в холдинг АО «Baur Kazakhstan». Он рассказал, как его тётя обращалась к родственникам с просьбой заложить имущество, чтобы закрыть долги ТОО «Ария — Жана Астана» — строительной дочки АО, погрязшей в долгах.

«Весной 2019 года Гульмира Кауасовна обратилась к родственникам, в том числе и ко мне с просьбой заложить имущество в банк в связи с задолженностью "Ария — Жана Астана". Я согласился. Есть договор залога. Сам в то время работал в ТОО "КазГерСтрой". О хищениях в "Ария — Жана Астана" было всем известно. Я знал эту ситуацию. Я знал этих людей (потерпевших). Мы работали в одной фирме. Им доверили объект, но там образовалась задолженность. Я заложил своё имущество в апреле 2019 года. Оно до сих пор стоит в залоге, общая сумма залога — 102 млн тенге», сказал Ильяс.

Отвечая на вопросы адвоката потерпевшего, он рассказал, что работал в компании на зарплате 180 тысяч тенге. А заложенное имущество ему подарили родители. 

Жомарт Каюпов — юрист ТОО «Нурсат Темир», предоставляющей строительные услуги, рассказал суду о том, что более 110 компаний не могут взыскать задолженность с ТОО «Ария — Жана Астана». По его словам, долги скандальной дочки холдинга АО «Baur Kazakhstan» образовались ещё до 2018 года, то есть до конфликта между учредителями. Тогда компанией управляли братья Жунусовы. 

«С начала лета мы очень внимательно следим за этим процессом. ТОО "Ария — Жана Астана" имеет задолженность, которая была сформирована ещё до 2018 года. Компании холдинга задолжали нам около 400 млн тенге. Есть ещё 110 компаний, которым не выплатили около 800 млн. Представители этих компаний также готовы выступить в этом суде. Всем компаниям-кредиторам ТОО "Ария — Жана Астана" непонятен один момент: господа Жунусовы должны нам деньги, где нам их взять? НДС и КПН мы оплатили. Есть решения суда, которые не исполняются. Мы направили заявления в Антикор и другие уполномоченные органы о том, что "Ария — Жана Астана" и подконтрольные ей предприятия не выполняют решения суда. А самое главное, каким образом материнская компания АО "Baur Kazakhstan" пошла на самоликвидацию, если у её дочерних предприятий столько задолженностей, и все госорганы об этом знают», заявил Каюпов.

Адвокат Тенизбаев выступил с ходатайством о прекращении допроса свидетеля. 

«Я прошу прекратить допрос свидетеля. Он даёт пояснения, которые не относятся к обстоятельствам дела», обратился к суду представитель потерпевшего. 

Но судья позволил Каюпову продолжить свои показания. 

«Наши поставщики, которых я представляю, участвовали в строительстве ЖК "Восточка". Ни Гульмиру Сатыбалды, ни других лиц мы знать не знаем. Когда в 2018 году "Ария — Жана Астана" выиграла проект у акимата Алматы по строительству ЖК "Восточка", компании, которые я представляю, поставляли туда стройматериалы и оказывали строительные услуги, за что до сих пор не получили деньги. До февраля 2019 года оплаты не было вообще. Объём работы был проделан при этом большой. Когда шла речь о дополнительных поставках бетона, непосредственно представители "Ария — Жана Астана" — Гани Бекбосынов, Касым Жунусов и из отдела снабжения человек сказали нам: это же государственный тендер, мы получаем госсредства чуть позже, но мы гарантируем, мы всё вам оплатим. Но по сей день оплаты нет», рассказал свидетель.
По его словам, частично долги были погашены в 2020 и в 2022 году. По решению суда ТОО «Ария — Жана Астана» задолжала компании «Нурсат Темир» 246,82 млн, кроме того, более 26 млн — неустойки и восемь миллионов — госпошлина. Период образования задолженности: с 1 февраля 2018 до 13 декабря 2019 года. Каюпов сказал, что переговоры по поводу денежных обязательств с его компанией вёл Касым Жунусов. На сегодняшний день около 400 млн тенге «Ария — Жана Астана» должна поставщикам и застройщикам за выполненные работы по ЖК «Восточка». Ещё около 800 млн тенге ТОО задолжало другим строительным компаниям, чьи представители, по словам свидетеля, также готовы заявить об этом в суде.
«У нас до сих пор люди не получили заработную плату за тот период. Нам что делать?» возмущался в суде Каюпов.

В конце заседания сторона обвинения организовала показ видеозаписи следственного эксперимента. На видео Абай Жунусов рассказывал и показывал следователю, как происходили события, рассматриваемые в суде, непосредственно на месте, где они разворачивались. 

 На следующую неделю суд назначил прения.

Напомним, экс-супругу Кайрата Сатыбалды, который приходится племянником бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, обвиняют в совершении уголовных правонарушений по трём статьям Уголовного кодекса:

  • 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»);
  • 194 ч. 4 п. 2 УК РК («Вымогательство»);
  • 389 ч. 4 УК РК («Самоуправство»).

Ранее Гульмира Сатыбалды получила два уголовных срока. Год назад её приговорили к восьми годам лишения свободы. Суд Кызылорды признал её виновной в присвоении и растрате чужого имущества. В мае 2023 года районный суд Астаны вынес приговор по обвинению в организации похищения человека и самоуправстве и в качестве наказания назначил семь лет лишения свободы.

Читайте также:

Лента новостей

все новости