«Я не могла напугать взрослых мужчин». Гульмира Сатыбалды выступила с показаниями в суде

На суде против Гульмиры Сатыбалды и её водителя Мади Батыршаева приступили к допросу обвиняемых. Подсудимая заявила, что невиновна, и рассказала, как её бывший зять привёл холдинг АО «Baur Kazakhstan» к банкротству. Репортаж из зала суда от корреспондента Orda.kz.
Абай Жунусов, который проходит по делу главным потерпевшим, обвиняет Гульмиру Сатыбалды в том, что по её приказу шесть месяцев в 2019 году его незаконно удерживали у него же дома. Также он утверждает, что в страхе за свою жизнь переписал своё имущество и активы в общем бизнесе на доверенных людей экс-супруги племянника первого президента.
Судья предупредил подсудимую, что её показания могут быть использованы против неё и предоставил слово.
«С предъявленным обвинением я не согласна. Я не давала показаний в рамках следствия, полагая, что наши правоохранительные органы справедливо вникнут и разберутся с незаконно поданным заявлением Жунусова. Но, но к великому сожалению, этого не произошло», начала своё повествование Гульмира Сатыбалды.
Она рассказала, что Абай Жунусов около 20 лет назад женился на её младшей сестре Рае Примбетовой. Семья супруги приняла его и во всём поддерживала. Подсудимая также якобы старалась ему помогать. То, что сделал в 2018 году Жунусов, она расценила как предательство.
«Для меня, конечно, было большим ударом, что он меня обворовал, что бросил мою сестру с детьми. Ещё большей подлостью было то, что он в 2021 году вышел с видеообращением на канал "Басе" и обвинил меня в лишении свободы и захвате его предприятий», отметила она.
По словам Гульмиры Сатыбалды, Абай Жунусов работал в компании «МАГ» с известным бизнесменом Динмухаммедом Идрисовым. Последний якобы обвинил её бывшего зятя в хищении денег.
«При этом Жунусов прятался у себя дома, отказывался выходить на улицу и общаться с внешним миром. Мне стало жалко зятя. Подумав о своих племянниках и сестре, я тогда помогла ему закрыть все долги и начать бизнес заново», заявила обвиняемая.
Она устроила его на работу в другую компанию — «Даур», где он также оставил после себя долги, которые ей пришлось закрывать.
«В своих показаниях он выставляет себя кризис-менеджером. Жунусов на всех углах кричал и хвалился, что был свяком моего бывшего мужа. Жунусов и его родственники всегда прикрывались именем моего бывшего мужа. Хочу отметить, что с Кайратом Сатыбалды мы более 20 лет в разводе. Но когда мы жили вместе, он с уважением относился к Абаю, пытался его поддерживать, однако жаль, что он не оценил этого», сказала Гульмира Сатыбалды о своём бывшем родственнике и бизнес-партнёре.
В 2011 году Жунусов сам предложил ей создать предприятие Baur Kazakhstan, по документам он был единственным собственником. Фактически же доли были распределены так:
- 34 процента у Гульмиры Сатыбалды;
- 33 процента было у Айбатыра Жумагулова;
- 33 процента принадлежало самому Абаю Жунусову.
«Документально собственником этих предприятий я не была, меня позиционировали как сособственника, но управлял и решал все вопросы сам Жунусов. Со мной ничего не согласовывалось, только ставили меня в известность, и то не всегда и по очень ключевым вопросам. Я поддержала его начинания и всячески пыталась помочь ему, в том числе поиском для него объёмов работ и объектов строительства, но никогда в деятельность и управление его предприятий я не влезала», продолжила давать показания Гульмира Сатыбалды.
Фактически предприятием руководили Абай Жунусов и его братья Касым и Алтай, финансовым директором был его близкий друг Бахыт Кабенов. Зятья Жунусова Кайдар Батырбеков и Гани Бекбосынов возглавляли дочерние компании.
«В показаниях Касым Жунусов сказал, что я его просила стать директором и управлять предприятием, но это неправда. У него и опыта, и достойного образования, чтобы управлять таким огромным предприятием, не было. Абай всегда говорил, что его люди профессионалы и смогут грамотно руководить компанией. Я всегда была полностью согласна с ним, потому что всегда ему доверяла и поддерживала его»,подчеркнула подсудимая.
В конце 2018 года Гульмире Сатыбалды позвонила Айгуль Мекешова и другие сотрудники компании с информацией о том, что предприятие погрузилось в финансовый кризис, не выполняет обязательства перед государством и перед дольщиками:
«Мекешова говорила, что братья Жунусовы разворовали предприятие. Слова Мекешовой подтвердились телефонными звонками руководителей госпредприятий, заместителей акимов, акимов, которые ранее заключали договоры государственных закупок с нашими предприятиями. Все они говорили, что мы не исполняем условия договоров, вовремя не выполняем работы, не поставляем оборудование из-за отсутствия денег. Просили, чтобы я немедленно приняла меры или они обратятся в правоохранительные органы».
Гульмира Сатыбалды рассказала, что в морг, который строило дочернее предприятие АО «Baur Kazakhstan», не поставили морозильные камеры. Чтобы установить оборудование, ей якобы пришлось взять в долг 500 тысяч долларов. На другом объекте, в онкоцентре, также не установили необходимые медаппараты. Об этом подсудимая узнала, когда уже была под следствием. Её родственники оплатили ущерб, нанесённый государству.
Кроме того, она выяснила, что в штате компании числились «многочисленные няни, дворники, садовники и другой обслуживающий персонал семьи Жунусовых, которые фактически не работали, но заработную плату получали из денег предприятия». Так же работали близкие люди Айбатыра Жумагулова, который был вице-министром национальной экономики.
«Узнав, что все предприятия доведены до банкротства, я была вынуждена позвонить Батырбекову и попросила дать мне отчёт по финансовому состоянию ТОО "КазГерстрой", которое находится в Астане. На встречу он приехал вместе с Алтаем Жунусовым. Они сказали, что предоставят полный отчёт, когда приедет Абай. Алтай сказал: если будут хищения, Гулеке, мы без проблем всё восстановим».
Когда Гульмира Сатыбалды узнала, что предприятия холдинга доведены до банкротства и что её обманул «очень близкий человек», она перенесла микроинсульт и попала в реанимацию в больницу Управделами президента.
«Когда я лежала в больнице, мне сказали, что Жунусов уехал в Америку, я позвонила ему и попросила объяснить мне всю ситуацию. После выписки из больницы я приехала в офис. Мне сообщили, что он приехал в страну, но в офисе его не оказалось. Я вместе с водителем Батыршаевым выехала в дом к маме Абая, потому что Кабенов сказал, что Жунусов у неё дома. Кабенов показал нам дорогу, так как я не знала её адреса», рассказала она.
Она подтвердила, что поднимала голос на Жунусова.
«Конечно же, я обратилась к Жунусову на повышенных тонах. Он не мог пояснить ничего вразумительного. Было очень холодно, мы все приняли решение поехать в офис и разговаривать, опираясь на документы, с привлечением сотрудников, которые владеют полной информацией».
В офисе, по её словам, она продолжила громко выяснять у зятя, где деньги компании. Но, по её мнению, крик этот не мог напугать взрослых сильных мужчин.
«В тот вечер мы с ним договорились, что наймём негласный аудит, результаты которого дадут точное заключение, было воровство или нет. Жунусов сам хотел, чтобы этот аудит провели. Я обратилась к Рашиту Махату, который дал нам в помощь специалистов компании "Сигма". Все эти действия были проведены с февраля по июль 2019 года», рассказала подсудимая.
Она утверждает, что все сотрудники добровольно предоставили для аудита документы по запросу специалистов «Сигмы». Абай Жунусов в это время находился у себя дома в Алматы, «в уютных условиях, со своей старой охраной, и доступ к его персоне никем не был ограничен».
«Мне он сказал, что пока аудит проведёт проверку, он будет жить в Алматы и подождёт его результатов. Обещал из страны никуда не уезжать. В этот период я с ним не общалась и видеть его не хотела, но он пытался помириться со мной через родственников, знакомых и через свою маму», подтвердила она показания свидетелей, которые суд слышал ранее.
Гульмира Сатыбалды отметила, что ничего у Жунусовых не отбирала. Якобы они сами вернули в собственность компании часть денег и имущества, чтобы закрыть свои долги.
«Братья Жунусовы Алтай и Касым, когда пришли работать на предприятия, не имели за душой ничего. Сама лично я этих денег не получала от них. Все деньги были использованы на закрытие долгов компании перед государством и перед кредиторами. Никакого вымогательства с моей стороны не было. Неправда, что их пугали мои люди и будто бы они передавали имущество под страхом смерти. Я их не пугала, никому не говорила и не давала указания закладывать дома и машины, они сами добровольно всё отдали, потому что знали, что натворили», — заявила обвиняемая.
Она напомнила о кризисе в семье Абая Жунусова, который осложнил ситуацию:
«В этот же период моя сестра Рая узнала, что у Абая есть вторая семья и дети на стороне. Это ещё больше осложнило обстановку, поэтому он сидел дома, просил у неё прощения и пытался вернуть её доверие».
Гульмира Сатыбалды вынуждена была закрывать долги компании. В 2019 году, по её словам, внесла в фонд АО более 500 млн тенге в виде финансовой помощи. Она также просила родственников заложить имущество, чтобы оформить кредиты. Сейчас, по её информации, «Нурбанк» взыскивает задолженность с её родственников.
«Если бы я не закрыла в 2019 году долги принадлежащих нам предприятий, он бы сегодня сидел здесь на скамье подсудимых вместе со мной и Айбатыром за хищение денежных средств государства», утверждает Сатыбалды.
Она также рассказала об активах, на которые претендует Жунусов и обвиняет её в том, что переписал их на людей Сатыбалды под её давлением.
«По факту самоуправства в отношении собственности на ул. Москвина и офиса на Абая хочу пояснить, что эти сделки были оформлены в 2021 году. То есть намного позже того, когда, как он говорит, его лишали свободы. Жунусов сам переписывал эти объекты. Москвина с АО "Baur Kazakhstan" переписал на ТОО "Казгер" с целью увести активы от обязательств перед ВТБ. Офис по Абая в 2021 году Жунусов оформил на меня, чтобы также избежать обязательства перед ВТБ. Он знал, что помещение заложено в "Нурбанке" по обязательствам ТОО "Ария — Жана Астана" и рефинансированию задолженности перед ВТБ. Это офисное помещение — залоговое имущество "Нурбанка", которое легло в обеспечение по обязательствам наших с ним компаний. В моей собственности оно не останется».
Она напомнила о митингах во время строительства ЖК «Восточка». По её словам, до этого состояния компанию довели братья Жунусовы.
«В заключении могу точно сказать, что я не совершала этих преступлений, всё вышеизложенное свидетельствует, что я только принимала меры к финансовому оздоровлению предприятий за счёт вложения денег, поскольку всегда боялась за свою репутацию», завершила своё выступление подсудимая.
Она воспользовалась правом не отвечать на вопросы участников процесса, и её никто не допрашивал.
Напомним, экс-супругу Кайрата Сатыбалды, который приходится племянником бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, обвиняют в совершении уголовных правонарушений по трём статьям Уголовного кодекса:
- 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»);
- 194 ч. 4 п. 2 УК РК («Вымогательство»);
- 389 ч. 4 УК РК («Самоуправство»).
Мади Батыршаева — водителя Гульмиры Сатыбалды — обвиняют в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»).
Ранее Гульмира Сатыбалды получила два уголовных срока. Год назад её приговорили к восьми годам лишения свободы. Суд Кызылорды признал её виновной в присвоении и растрате чужого имущества. В мае 2023 года районный суд Астаны вынес приговор по обвинению в организации похищения человека и самоуправстве и в качестве наказания назначил семь лет лишения свободы.
Читайте также:
Лента новостей
- Нужно больше золота: казахстанский олигарх из списка Forbes купил ещё две компании
- Подростки получили тюремные сроки за изнасилование школьницы в Таразе
- Личные данные 16 миллионов казахстанцев слили в Интернет
- После сообщений о задержании Руслана Жаксылыкова полиция начала проверку
- Грозит ли Казахстану цифровая зависимость от Китая?
- Забрали телефон и выставили наркоманом: житель Уральска выиграл суд против полицейских
- В Казахстане стартовал предзаказ на Lynk & Co 03 и 09
- Бухгалтера школы из Атырау отправят в колонию через пять лет
- Бардак на Алаколе: туристы в шоке от условий на пляже
- «Оказывал давление и угрожал»: «братишка» чекиста Манапа Сарбасова изменил показания в суде
- Человека-паука, Бэтмена и Супермена задержали в Уральске
- Блогера из Атырау арестовали за видео с оскорблениями президента
- Ипотека в Казахстане подешевела: почему это хорошо и плохо одновременно?
- Власти не нашли фермы по производству популярного масла в Щербактинском районе
- АЭС вне закона: правовых норм для атомных станций в Казахстане пока нет
- У пары из Актобе родилась тройня без ЭКО
- 46 градусов в тени: аномальная жара ударит по Казахстану
- Двухлетний ребёнок подавился семечкой и умер в СКО
- Казахстанцы нашли замену кумысу и шубату
- Австралийцы построят новое предприятие в Карагандинской области
- Возвращение уникальной награды? France Football вспомнил о «Супер Золотом мяче»
- Фанаты «Мансити» подают в суд на клуб за то, что их заставляют ходить на матчи команды
- Экс-тренер Головкина: «Канело надо постараться, чтобы проиграть Кроуфорду»
- Казахстан штурмует шахматную элиту: серебро командного ЧМ по блицу