Когда завершится процесс против Гульмиры Сатыбалды: судья назвал примерные сроки

cover Фото: Orda.kz

В суде по делу Гульмиры Сатыбалды и её водителя Мади Батыршаева огласили все материалы дела. Судья определил примерные сроки окончания процесса. В этом репортаже журналист Orda.kz рассказывает об основных материалах дела. 

В начале заседания судья Мартбек Какимжанов дал прогноз по срокам окончания уголовного процесса. 

«Уголовное дело должно быть рассмотрено в разумные процессуальные сроки. Это предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом, чтобы ни со стороны суда, ни со стороны участников процесса не было необоснованной волокиты или торопливости, которая может повлиять на объективное рассмотрение дела. Поэтому я хочу вас официально известить: имейте в виду, что разумные сроки у нас с вами уже заканчиваются. До конца августа мы должны с вами принять процессуальное решение. Настраивайтесь на продуктивную работу»

Перед началом процедуры оглашения материалов дела он процитировал статью 376 УПК, чтобы обозначить формат работы:

«Подлежат оглашению полностью или частично протоколы следственных действий, удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, наложении ареста на имущество, задержании, предъявлении для опознания, следственном эксперименте, прослушивании телефонных переговоров, а также документы, приобщённые к делу или представленные в судебном заседании, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для дела». 

Прокурор обнародовал материалы 42 томов уголовного дела. В список материалов вошли:

  • документы, относящиеся к делу, в том числе решения о кадровых назначениях и решения совета директоров АО «Baur Kazakhstan»;
  • договоры купли-продажи домов Абая Жунусова и его братьев;
  • договоры купли-продажи автомобилей Toyota Land Cruiser, принадлежавших братьям Жунусовым;
  • свидетельства о регистрации технических средств;
  • скриншоты вотсап-переписки участников процесса;
  • аудиозаписи разговоров;
  • диски с видеозаписями показаний потерпевшего Абая Жунусова;
  • стенограммы разговоров участников процесса;
  • оценки помещений в Алматы на ул. Москвина и офиса в «Гаухар Тас»;
  • протокол опознания лиц М. Батыршаева, Каиркенова;
  • акты приёма-передачи денег;
  • договор купли-продажи ЖК «Восточка»;
  • квитанции;
  • заявление Гульмиры Сатыбалды о защите чести, достоинства и деловой репутации;
  • результаты экспертизы психологического состояния Абая Жунусова. 

Адвокат защиты Асемгуль Даниалова ходатайствовала, чтобы к материалам дела прикрепили постановление о прекращении досудебного расследования от 22 ноября 2021 года.

Напомним, в феврале 2019 года, когда Абай Жунусов вернулся из поездки в Америку, в дом его матери приехала Гульмира Сатыбалды и, по его словам, против воли отвезла его сначала в офис их общего холдинга АО «Baur Kazakhstan», а потом к нему домой, где якобы незаконно удерживала в течение шести месяцев. Сатыбалды требовала от зятя и его братьев возместить ущерб, который они, по её мнению, нанесли компании. По показаниям потерпевших, она угрожала Абаю Жунусову расправой. В итоге он вынужден был переписать свой дом, машину и доли в участии в их общем бизнесе на людей Гульмиры Сатыбалды. Его братья заложили своё имущество, передали компании автомобили и спецтехнику, чтобы вызволить его из «плена». 

Спустя почти два года Абай Жунусов решил привлечь к ответственности свою бывшую бизнес-партнёршу. По его заявлению в мае 2021 года было зарегистрировано уголовное дело. Тогда расследование двигалось медленно. В июле 2021 года он выступил с обращением к президенту на ютуб-канале. А в ноябре дело закрыли за отсутствием состава преступления. Именно это постановление и хотели приобщить адвокаты защиты. В нём говорится:

«По факту якобы похищения Абая Жунусова Гульмира Сатыбалды пояснила и в дальнейшем подтвердила свои показания на проведённой с ним очной ставке, что никакой неприязни к нему не испытывает. Доводы, указанные Жунусовым, не соответствуют фактической действительности и направлены исключительно на её оговор. В указанный Жунусовым день она находилась в больнице на стационарном лечении по состоянию здоровья, о чём имеются подтверждающие медицинские документы. Лично она никому указаний о похищении Жунусова не давала», зачитала документ Асель Султанмуратова — адвокат Мади Батыршаева.

Но в марте 2022 года прокуратура города Алматы отменила это постановление, и дело отправили на дорасследование в Антикоррупционную службу. 

Во время оглашения материалов дела прокурор зачитал резолютивную часть судебно-психологического исследования состояния потерпевшего: 

«Экспертиза показала, что психическое состояние Абая Жунусова в период его удержания и угроз характеризуется как травмированное и требует обязательного терапевтического вмешательства. Ситуация воспринималась им как предельно опасная. Он ощущал безысходность, тревогу, отвращение, потрясение, высокий уровень напряжённости, ужас и отчаяние. В ходе исследования было доказано, что обвинение в краже денег, в последующем удержание под ежедневным прессингом угроз убийства, рейдерский захват имущества нанесли урон моральному, психическому, физиологическому, финансовому, материальному состоянию Жунусова. В результате психического насилия у Жунусова диагностировано хроническое невротическое расстройство, невроз, выраженный  посттравматическим стрессом, который требует психотерапевтического лечения».

На следующем заседании суд выслушает показания эксперта-психолога в формате онлайн. Адвокаты смогут задать ему вопросы. Также выступят ещё несколько свидетелей защиты.

Экс-супругу Кайрата Сатыбалды, который приходится племянником бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, обвиняют в совершении уголовных правонарушений по трём статьям Уголовного кодекса:

  • 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»);
  • 194 ч. 4 п. 2 УК РК («Вымогательство»);
  • 389 ч. 4 УК РК («Самоуправство»).

Мади Батыршаева — водителя Гульмиры Сатыбалды — обвиняют в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»).

Ранее Гульмира Сатыбалды получила два уголовных срока. Год назад её приговорили к восьми годам лишения свободы. Суд Кызылорды признал её виновной в присвоении и растрате чужого имущества. В мае 2023 года районный суд Астаны вынес приговор по обвинению в организации похищения человека и самоуправстве и в качестве наказания назначил семь лет лишения свободы.

Читайте также:

Лента новостей

все новости