Суды и потерянные миллиарды: как АО «Эмбамунайгаз» выбирает подрядчиков

cover Фото с сайта bolid.ru

1 июля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О государственных закупках». В целом инициатива направлена на упрощение и сокращение процедур закупок, повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг, усиление ответственности участников госзакупок и развитие конкуренции. Только спустя время можно будет оценить, заработает ли он так, как планировалось. Пока же в Атырауской области зреет напряжённость там, где точку должен поставить закон. Orda.kz разбиралась, почему дочерняя компания «Казмунайгаз» демонстрирует лояльность одним поставщикам, игнорирует аргументы других и теряет миллиарды тенге.  

С 2021 года АО «Эмбамунайгаз» отыгрывало тендер и заключало договор на весь комплекс бытовых услуг с одним подрядчиком. Эта схема была максимально прозрачна и обеспечивала эффективное использование госбюджета. Договор с подрядчиком заключался более чем на год, а после пролонгировался. Так было до 2023 года, однако не так давно схема изменилась. Компания  провела тендер, раздробив весь комплекс услуг на несколько лотов. 

Долгосрочный договор, который заключался между «Эмбамунайгаз» и фирмой-подрядчиком N, предусматривал оценку KPI и проведение анализа деятельности подрядчика в завершение контракта. После чего на основе этих данных принималось решение о продлении сотрудничества. Однако «Эмбамунайгаз» не посчитала нужным подвести итоги, рассчитать экономию от реализации проекта, а просто разделила тендер на 11 лотов и отыграла его. Даже не посчитав нужным обосновать своё решение и его целесообразность.

Тем самым общий бюджет расходов вырос на более чем три миллиарда тенге, а больше сотни человек, работавших на нефтегазовых объектах «Эмбамунайгаза» в сфере бытового обслуживания, остались без работы.

В результате в Атырауской области начались бесконечные разбирательства: фирма-подрядчик N оспаривает результаты тендера в специализированном межрайонном административном суде. В суде первой инстанции приведённые доводы должным образом рассмотрены не были, поэтому подрядчик, сражающийся за интересы людей, оставшихся без работы, подал апелляционную жалобу и ждёт её рассмотрения. Рассказываем о сути дела подробнее. 

Избирательность в выборе поставщиков

«Эмбамунайгаз» определила поставщиком услуг по содержанию и обслуживанию общежитий и административно-бытовых зданий ТОО «Мейрәлі». Сумма контракта — свыше четырёх миллиардов тенге. Открытые данные портала «Самрук-Казына» говорят о том, что ТОО заключило договор с «Эмбамунайгазом» 26 апреля 2023 года со сроком исполнения контракта в период с 1 января по 31 декабря 2024 года, однако в реальности, а не на бумагах, исполнять обязательства компания начала лишь в мае текущего года, то есть спустя пять месяцев после начала финансирования работ. 

Примечателен и сам выбор подрядчика. На судебных заседаниях в СМАС Атырауской области звучали доводы о том, что у ТОО «Мейрәлі» на момент участия в тендере не было достаточного количества сотрудников и отсутствовал необходимый опыт. 

ТОО «Мейрәлі» представило на судебном заседании список сотрудников, большинство из них трудоустроены 1 мая 2024 года. Согласно этим данным, в штате числится более 100 человек. Однако справка Налогового комитета гласит, в ТОО по состоянию на 2023 год работает всего 28 человек. В тендерной заявке «Эмбамунайгаз» не предусматривали требования к количеству сотрудников, что вызывает вопрос: целесообразно ли исключать это требование для такого объёма работ. 

Предметом разбирательства в суде также стали представленные ТОО «Мейрәлі» счета-фактуры и акты выполненных работ, подписанные на бумажном носителе, что нарушает Налоговый кодекс Республики Казахстан. Финансовые документы были приняты судом как надлежащие доказательства, несмотря на обязанность всех поставщиков выписывать электронные счета-фактуры с 1 января 2019 года через портал. Такая обязанность была возложена на всех плательщиков НДС в соответствии с требованиями пунктов 1.2 и 3 статьи 412 Налогового кодекса Республики Казахстан. 

Несмотря на эти важные детали, АО «Эмбамунайгаз» определило ТОО «Мейрәлі» победителем тендера. При этом на счету «Эмбамунайгаза» десятки исков о признании компаний ненадёжным потенциальным поставщиком.

Только за прошлый год акционерное общество «Эмбамунайгаз» отсеяло несколько победителей по итогам конкурсов, к примеру, такие товарищества, как AZARA, «СТЭП», N&KArchitects и другие.

В качестве базы для доказательств они используют стандарт управления закупочной деятельностью Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Очевидно, что юристы компании, ответственные за закупки, щепетильно относятся к документации потенциальных поставщиков, что скорее плюс. Однако есть риск, что такой подход применяют не ко всем. Согласно открытым источникам электронного сервиса судебных органов РК, акционерное общество затеяло судебные разбирательства с поставщиком, выполнявшим строительство столовой на сто мест на месторождении «Карсак» — ТОО «N&K Architects», и выиграл его. Основанием для иска стали ложные сведения для подтверждения опыта, обнаруженные в тендерной заявке. В то время как в других закупках этот факт особого значения не имеет. 

Разделение лотов

На ситуации с разделением лотов стоит остановиться чуть подробнее. В течение последних трёх лет содержание и обслуживание общежитий, административно-бытовых зданий и прилегающей к ним территорий на месторождениях АО «Эмбамунайгаз» в Атырауской области, где трудится в общей сложности свыше 5000 рабочих, обходилось акционерному обществу в 10,7 млрд тенге. Все услуги отыгрывались одним тендером и оказывались в комплексном формате одной фирмой-поставщиком N. Единый лот включал в себя все виды бытовых работ: прачечные, клининговые и прочие услуги. 

В рамках договора не заключалось дополнительных соглашений в связи с отказом от каких-либо услуг. Это подтверждается данными на портале госзакупок «Самрук-Казына». В результате надлежащего оказания всех услуг в комплексе поставщик N своими силами сэкономил свыше 1,6 млрд тенге от предусмотренного изначально бюджета, не сократив при этом объёмы работ.

Однако в марте 2023 года, после смены руководства в акционерном обществе, эту услугу решили разделить на отдельные лоты — при этом по каждому из них затраты увеличивались. Как результат: за содержание тех же социальных объектов и за выполнение такого же объёма работ компания из квазигоссектора будет переплачивать миллиарды тенге. Это было сделано вопреки договорам и здравому смыслу: предыдущие показатели и договоренности достигались, нареканий к работе подрядчика не было. В результате дробления лотов увеличиваются затраты на то, что и так работало. Более того, экономило серьёзные суммы в бюджете. Это происходит в непростой для страны в целом и региона в частности период.

Стоит отметить и еще один важный момент. Требования «Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» от 9 декабря 2021 года гласят, что итоги проведённых тендеров должны публиковаться на сайте холдинга, однако их там нет. Параллельно с этим на сайте «Казмунайгаза», «дочкой» которого является «Эмбамунайгаз», был опубликован промежуточный отчёт о финансовых результатах, который показывает увеличение операционных, производственных и административных расходов. На портале Фонда нет никаких протоколов или корпоративных решений, обосновывающих такое удорожание.

Складывается впечатление, что АО «Эмбамунайгаз» охотно ведёт судебные тяжбы с неугодными компаниями, а другим даёт послабления, не считая нужным досконально проверять полный пакет документов. Может ли быть так, что прохождение всех конкурсных процедур по данной закупке — это не более чем формальность? Почему то, что допускается при выборе одних подрядчиков, становится предметом для исков и поводов для обвинения в несоответствии у других? 

Судебный процесс идёт, подана апелляция. Сотни работников фирмы-подрядчика N, несколько лет добросовестно выполнявшей свои обязанности, ожидают решения. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости