Стоп, насилие! Как массовое казахстанское кино говорит о наболевшем?

cover

Тема бытового и семейного насилия за минувший год стала центральной в казахстанском информационном поле. Давайте поговорим об изменении в оптике казахстанского киномейнстрима на примере недавних картин «Салем, папа!» и «Менің атым Қызболсын».

Припоминать дело Бишимбаева в СМИ и соцсетях стало общим местом, что неудивительно. Чудовищное преступление оказалось той самой точкой невозврата для казахстанцев. В информационном поле всплыли десятки не менее ужасающих деяний в отношении женщин и детей. Выяснилось, что насилие – обыденность не только для бывших «небожителей» или маргинальных слоёв общества.

Что касается кинематографа, то совсем недавно тема насилия была территорией исключительно авторов, претендующих на фестивальные лавры. Однако за последние полгода и мейнстрим показал, что может и хочет реагировать на происходящее.

Внимание! Дальнейший текст содержит спойлеры!

Салем, папа!

Старшеклассник Аман вырос без отца и постоянно встревает в разборки с одноклассниками. После очередного скандала мать Амана случайно выпаливает, что папаша мальчика живет в небольшом городе неподалеку от Алматы. Парень тайком пытается доехать до незнакомого родителя, но из-за разразившейся грозы и размытой дороги, таксист решает развернуться за пару километров до точки прибытия. Аман идёт пешком, в этот момент в него бьёт молния, после чего герой оказывается в середине 2000-х, где знакомится с обоими своими родителями в молодости.

Если завязка вам кажется знакомой, то да, «Салем, папа» до середины напоминает первую часть культовой трилогии «Назад в будущее» с поправкой на нашу действительность. Отец Амана Талгат оказывается провинциальным гопником, который решает вопросы кулаками, а мама работает медсестрой и не желает иметь ничего общего с подобного рода персонажами. Естественно, главный герой изо всех сил старается свести родителей и это ему почти удаётся.

Режиссёр Дамир Тастембеков до этой картины работал, в основном, в привычном с детства медиа-поле (его отец Эрик Тастембеков – один из корифеев музыкального бизнеса в Казахстане). Сотрудничая с Баян Алагузовой (комедия «Я – пышка»), Нурланом Коянбаевым (сериал «Салем, мен Нурлан Коянбаев»), Tiger Films (мелодрама «Маша и Дударай») и Беркутом (комедия «Суперагенты»), режиссёр входил в ту самую стабильную когорту ремесленников, делающих продюсерам кино под ключ, уложившись в бюджет и сроки. И казалось, что в самостоятельном плавании Тастембеков едва ли способен предложить аудитории что-то оригинальное.

Тем удивительнее, что начинавшаяся, как лёгкая фантастическая комедия о перемещении во времени, кинокартина во второй половине становится шокирующем высказыванием о культе маскулинности.

Очутившись в прошлом, Аман вместе со зрителями подпадает под жуткое обаяние Талгата – настоящего пацана, живущего по понятиям (несмотря на то, что Еркебулан Дайыров объективно староват для этой роли, его исполнение настолько блестяще, что не проникнуться просто невозможно). Тастембеков вместе со сценаристами Сергеем Литовченко и Ботой Еримбет умело расставляют красные флажки, в конечном итоге приводящие к ужасающей развязке, которая заставит Амана кардинально пересмотреть свои отношения с матерью.

«Салем, папа» ставит перед зрителями неудобные вопросы. Действительно ли ребёнку нужны оба родителя, если один из них – монстр? До какого времени мы готовы не замечать зло, если его творят наши родные и близкие?

Менің атым Қызболсын

Примечательно, что и эта картина построена на фантастической составляющей. По сюжету, молодой прокурор Адиль отмазывает от срока очередного домашнего тирана, после чего просыпается в мире, где царит матриархат. Его отец терпит побои и измены матери, друзья участвуют в митингах за равные права, а его помощь требуется мужчине по имени Кызболсын, которого регулярно избивает собственная жена.

В фильме Максата Оспанова, снятом по сценарию Татьяны Пфеффер, Елены Кигай и Азиза Бейшеналиева, также угадываются мотивы популярных комедий – от культовой польской комедии «Сексмиссия» (или «Новые амазонки») до «Лжец, лжец» с Джимом Керри. Однако авторы сатирической комедии максимально актуализировали материал под современные казахстанские реалии и, можно сказать, в чём-то предвосхитили громкое судебное разбирательство по делу Бишимбаева.

Создав мир-перевёртыш, создатели «Менің атым Қызболсын» преподнесли казахстанскому обществу зеркало, в котором гротескно (порой даже чересчур: не совсем понятно, почему друзья главного героя вдруг стали вести себя излишне жеманно – получилась чуть ли не пародия по отношению к женщинам) высмеяли всё то, что приходится терпеть женщинам в патриархальном обществе. В кульминации картину портят такие избитые приёмы, как внезапно записанный телефонный разговор или из ниоткуда взявшаяся свидетельница насилия. Но это больше относится к профессиональным промахам.

Что касается социальной плоскости, то фильм «Менің атым Қызболсын» вполне способен воздействовать на аудиторию своим прямолинейным посылом о том, что здоровое общество возможно только при полном равноправии мужчины и женщины. Злая же ирония заключается в том, что на моём сеансе в зале было ровно десять человек, восемь из них – женщины.

Лента новостей

все новости