СТАТИстический отчёт: дело Стати в вопросах и ответах
Коллаж Orda.kz
18 декабря Минюст РК объявил, что многолетняя тяжба между Казахстаном и двумя молдавскими бизнесменами — Анатолем и Габриэлем Стати — официально завершилась. Мировое соглашение, о котором стороны договорились ещё в июле, наконец подписали.
Дело Стати стало первым и главным судебным разбирательством между государством и зарубежным инвестором. Orda.kz вспоминает, как Казахстан ввязался в тяжбу со Стати, сколько за неё заплатил и что получил в итоге.
Из-за чего всё началось?
В 1999 году Анатоль Стати решил заняться бизнесом в Казахстане. Его компания Tristan Oil получила лицензию на разработку месторождений Боранколь, Толкын и блока Табыл, выкупила акции казахстанских нефтяных компаний «Толкыннефтегаз» и «Казполмунай».
Компания Стати построила в Мангистауской области газоперерабатывающий завод и планировала дальше развивать производство. Но в 2009 году на Tristan Oil обрушился целый вал проверок, штрафов и обвинений в неуплате налогов.
Причиной, как ни странно, стали события в Молдове. В 2009 году там начались беспорядки после парламентских выборов. Президент Молдовы Владимир Воронин заподозрил, что за протестами стоял Анатоль Стати, якобы финансировавший оппозицию. Он отправил Нурсултану Назарбаеву письмо, в котором попросил власти Казахстана провести проверки в отношении бизнесмена. И хотя Воронин потерял власть в том же 2009 году, было уже поздно: в Акорде к его просьбе отнеслись со всем вниманием.
Нурсултан Назарбаев лично поручил тогдашнему премьеру Кариму Масимову «рассмотреть и внести предложения» по поводу активов Стати в Казахстане. После этого в 2010-м эти активы национализировали. Инвестора обвинили в том, что он нарушил условия лицензии и совершал финансовые махинации, а также не выплатил 62 млн долларов налогов. Контракты его компаний аннулировали. Газоперерабатывающий завод в Мангистауской области, построенный Стати, сейчас не используется и приходит в упадок.
Боранколь и Толкын перешли в руки людей, предположительно связанных с Тимуром Кулибаевым. Среди других известных личностей, участвовавших в экспроприации активов Стати, были Карим Масимов и Кайрат Боранбаев (по крайней мере, так утверждал сам бизнесмен).
Что решили суды?
Анатоль Стати ожидаемо начал судиться с Казахстаном в международных инстанциях. В 2013 году он выиграл процесс против Казахстана в Стокгольмском арбитраже. Это стало поворотной точкой в разбирательстве.
Бизнесмен отсудил порядка миллиарда долларов (506 млн компенсации плюс штрафы). После этого все основные тяжбы в разных юрисдикциях он также выигрывал. А география судов была впечатляющей: от Великобритании и США до Люксембурга и даже Гибралтара. Максимум, которого удавалось добиться Казахстану — снятие ареста с активов (за которое страна платила огромные суммы издержек).
По искам Стати у Казахстана в разное время арестовывали следующие активы:
- акции фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» в компании KMG Kashagan B.V. на 4 млрд долларов;
- 40-процентную долю Казахстана в ERG;
- 22 млрд долларов из Нацфонда.
Активы Нацфонда впоследствии разблокировали (в 2019 году — основную часть в 21,5 млрд, в 2021 году — 530 млн долларов), но потери по доходности акций «КазМунайГаза» Казахстану никто не вернул.
Попытка обжаловать решение Стокгольмского арбитража в верховном суде Швеции провалилась: в 2023 году шведская инстанция подтвердила, что страна должна была выплатить Стати 500 млн долларов компенсации.
С акций Кашагана сняли арест в 2023 году решением Верховного суда Нидерландов.
Анатоль Стати стал первым иностранным инвестором, выигравшим иск против Казахстана. Он создал прецедент, которым быстро воспользовались другие зарубежные бизнесмены. Казахстану объявили настоящую «арбитражную войну», в которой участвовали профессиональные юристы и целый конгломерат иностранных компаний. С 2010 по 2014 год иски сыпались на страну, как из рога изобилия.
Со стороны Казахстана судебной кампанией против Стати «командовал» экс-министр юстиции Марат Бекетаев. Он вместе с бывшим акимом Алматы Байбеком управлял фирмой Bolashak Consulting, которая официально представляла интересы страны (и, по оценке депутата Азата Перуашева, получала за это по 60 млн долларов в год).
Когда Бекетаева арестовали, Bolashak Consulting пропала из публичного поля — защищать Казахстан стали напрямую иностранные юристы. А в 2024 году в отношении гендиректора этой фирмы Сагидоллы Баймурата возбудили уголовное дело. Расследование засекречено — как и многая другая информация по делу Стати.
Но известно, что оно «связано с арбитражными делами, когда миллионы долларов терялись не в пользу республики».
Сколько Казахстан заплатил за дело Стати?
Никто точно не знает. Конкретные условия соглашения между Минюстом и Стати конфиденциальны — в том числе суммы, которые Казахстану положено выплатить инвесторам по мировому соглашению. Единственное, что пока официально признал Минюст, — деньги из республиканского бюджета на выплаты в пользу Стати не шли.
Такая оговорка означает, что выплаты в рамках мирового соглашения всё-таки были. Из какого источника — другой вопрос: например, деньги для Стати могли взять из конфискованных активов казахстанских олигархов. Учитывая, что информация о возврате активов — такая же тайна, как и условия мирового соглашения, эта версия имеет право на существование.
В отсутствие официальных данных можно оперировать цифрами, которые называли стороны процесса. Анатоль Стати в 2021 году говорил, что Казахстан потратил на тяжбу более 300 млн долларов (сюда входят судебные расходы, плата за консультации юристов и так далее). К этой сумме можно прибавить проценты по выплатам (по 25 млн долларов в год).
Партия «Ак жол» в своём депутатском запросе допускала, что затраты Казахстана по делу Стати могли достичь миллиарда долларов. Министр юстиции Азамат Ескараев в 2023 году заявил, что это «недостоверная информация». Но достоверной, как назло, не привёл.
Orda.kz направила официальные запросы в Минюст и Минфин РК по поводу условий мирового соглашения и источников, откуда сторона Стати получит выплаты. Мы не питаем иллюзий: скорее всего, в обоих министерствах не дадут конкретного ответа, сославшись на «конфиденциальность». Но если какие-то цифры нам всё-таки назовут, мы их обязательно опубликуем в отдельном материале.
Чем закончилась «арбитражная война»?
16 июля 2024 года Минюст РК объявил, что Казахстан и Стати достигли «взаимовыгодного соглашения», которое положит конец всем судебным разбирательствам. Именно это соглашение подписали в декабре. Но насколько оно взаимовыгодное — вопрос: есть веские основания полагать, что Казахстан понёс гораздо бóльшие издержки, нежели молдавские бизнесмены.
Что же получил Казахстан? По факту — ничего, кроме потерь (финансовых и репутационных). Так что со стороны Минюста было бы лукавством представлять завершение судебных разбирательств как победу. В лучшем случае это компромисс.
Единственный положительный момент, который можно найти в решении конфликта со Стати, — экономический. Благодаря тому, что Казахстан наконец договорился с молдавским бизнесменом, Минфин впервые с 2015 года смог выпустить еврооблигации в долларах. Сделать это, находясь в состоянии международного судебного процесса и с арестованными активами, было невозможно. Теперь, по крайней мере, Казахстан снова может использовать евробонды для привлечения инвестиций.
Дэниел Чепмэн, глава совета директоров представляющей интересы Стати компании Argentem Creek Partners, заявил: завершение 14-летней тяжбы — знак того, что в Казахстане уважают права зарубежных инвесторов. Это можно считать вежливым кивком в сторону «Нового Казахстана»: мол, нынешние власти страны вменяемы и не давят на бизнес, как их предшественники.
Вопрос лишь в том, какой ценой куплен этот кивок.
Читайте также:
Лента новостей
- США объявили о старте продаж венесуэльской нефти на мировом рынке
- На детский спорт в Казахстане будут выделять почти в два раза больше денег
- Исчезновение семьи в Атырау: погибших супругов похоронят завтра в родном селе
- Танкер Marinera захвачен — США подтвердили задержание судна, шедшего под российским флагом
- Реконструкция театра имени Сац и территории около Сайрана: аким Алматы побывал на объектах
- Все главные кинопремьеры января: возвращение в Сайлент Хилл, теннисист Шаламе и сразу семь казахстанских картин
- Пастухам и чабанам в Казахстане могут снизить пенсионный возраст
- Силовики приветствуют демонстрантов? Люди бросают рис. Что происходит в дни иранского «Кантара»
- Без военного сценария: Трамп хочет купить Гренландию
- Тимур Елеусизов назначен главой «Жасыл-Алматы» — единого оператора парков и скверов
- Внезапная остановка сердца — в Казахстане умер ещё один солдат-срочник
- Минсельхоз рассказал, как будут работать новые ограничения на экспорт говядины из Казахстана
- Партнёрство по нефти только с США: Трамп требует, чтобы Венесуэла выгнала Китай и Россию
- В Караганде при пожаре в многоэтажке погиб мужчина
- Снег и гололёд парализовали транспорт по всей Европе, есть погибшие
- На ремонт больницы в СКО направили 1,3 млрд тенге из возвращённых активов
- Плесень вместо новоселья: жители села Нура отказываются заезжать в новые дома
- Православные казахстанцы отмечают Рождество: Касым-Жомарт Токаев поздравил верующих
- Метели и гололёд — прогноз погоды на 7 января
- Более двух млн тонн вредных выбросов в год: эксперты рассказали, чем дышит Казахстан



