Старый или новый: кто такой вице-министр энергетики Сунгат Есимханов?

cover Фото: пресс-служба премьер-министра РК

С морозами в Казахстане начались и пертурбации в Министерстве энергетики. Сунгат Есимханов вернулся на старую должность спустя 3,5 года. Orda.kz решила напомнить, чем известен чиновник.

50-летнего Сунгата Есимханова назначили вице-министром энергетики вместо ушедшего Жандоса Нурмагамбетова, который с 16 ноября по 15 декабря находился в отпуске с последующим увольнением. Поговаривали, что у предшественника Есимханова был конфликт с руководством, но в Минэнерго информацию опровергли.

Чем известен новый вице-министр 

Во-первых, его лучше называть не новым, а вновь назначенным вице-министром. Есимханов уже  занимал эту должность с ноября 2018 по февраль 2020 года. Тогда его назначили вместо Анатолия Шкарупы, который проходил подозреваемым по уголовному делу о хищении 215 млн тенге. 

При Есимханове всерьез начали говорить о строительстве АЭС на территории Казахстана и даже предложили поселок Улькен в Алматинской области

В бытность вице-министром Есимханову приходилось отвечать за развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Из его уст частенько звучало, что себестоимость электроэнергии от ВИЭ постоянно снижается. И года через три — четыре цены даже сравняются с традиционными источниками. Этот период должен был прийтись как раз на 2022-2023 годы. Но прогнозы чиновника не сбылись. 

В прошлый раз на должности вице-министра Есимханова критиковали мажилисмены за огромное число посредников в электроэнергии. Мол, это приводит к увеличению цен. 

Покинув коридоры Минэнерго, Есимханов пошел на понижение — его назначили первым заместителем акима Павлодарской области. Он продержался там чуть более года, после чего вернулся в энергетическую отрасль. Для начала он стал председателем правления АО «Самрук-Энерго».

Скриншот sk.kz

Уже в августе 2022 года Есимханов занял кресло председателя Комитета атомного и энергетического надзора и контроля. Функционал для него давно известный, потому что он там уже работал в 2014 — 2018 годах. Тогда Есимханову приходилось объяснять, по какой причине в Казахстане в зимний период наблюдается дефицит угля, и это при наличии большого количества шахт. 

Во время «второй ходки» в комитет Есимханов отвечал за капитальный ремонт на электростанциях, тех самых, которые не выдержали морозы в прошлую зиму и продолжают ломаться сейчас. Он отчитывался также за капитальный ремонт линий электропередач протяженностью более 25 тыс. км.

Добавим, экс-председатель Комитета атомного и энергетического надзора и контроля оставил департамент с задолженностью перед налоговой службой — 1663,1 тенге. Ведомство не выплатило за обязательное социальное медицинское страхование сотрудников.

В итоге чтобы ни вещал Сунгат Есимханов с высоких трибун для общественности и правительства, проблемы в отрасли остались те же. Возобновляемые источники энергии все еще дорогое удовольствие, с покупкой угля случается напряженка, а на ТЭЦ происходят аварии. 

Помимо руководства энергетической отраслью, Сунгат Есимханов состоит в потребительском кооперативе «Нурлы», который расположен в селе Кызылсуат Акмолинской области. Здесь он значится учредителем организации, как и еще 844 человека. Занимается кооператив управлением недвижимостью за вознаграждение, или на договорной основе. На балансе «Нурлы» находятся земельные участки, которые государство дало в аренду сроком до 49 лет.

Расстрельная должность

Вообще, вице-министры энергетики в Казахстане сменяют друг друга достаточно регулярно. Виной ли тому устаревшие ТЭЦ, которые не выдерживают морозы, или остановки на ведущих НПЗ, из-за чего в Казахстане наступает дефицит топлива, остается только гадать.

В сухом остатке — смена чиновничьего состава именно на этой должности не редкость. Кроме того, часто после оставления кресла вице-министра люди сталкиваются не только с волной хейта, но и с уголовным преследованием.

Так, бывших вице-министров энергетики Гани Садибекова и Бакытжана Джаксалиева подозревали в злоупотреблении должностными полномочиями при очистке озера в Щучинско-Боровской курортной зоне. Ущерб, по версии следствия, составлял 2,7 млрд тенге. В суде обоих оправдали.

Похожая история случилась и с Анатолием Шкарупой. Его обвиняли в хищении 215 млн тенге на установке теплосчётчиков в Сарани. В общей сложности он находился под стражей 873 дня. Суд оправдал бывшего вице-министра, который даже получил 10 млн тенге от государства в качестве компенсации морального ущерба, хотя просил 150 млн тенге.

И добавим, Сунгат Есимханов по образованию не энергетик, он учился в Павлодарском Государственном университете им. С. Торайгырова на отделении «Бизнес и менеджмент», а также получил юридическое образование в институте «Болашак». Да, в энергетической отрасли он с 2008 года, но в основном это были руководящие должности, а не инженерные. Возможно, в помощь министрам пора назначать не управленцев, а тех, кто знает устройство ТЭЦ? Особенно в таком нелегком деле, как энергетика, где на постоянной основе выходят из строя сложные инженерные сооружения. И если дело в кадровом голоде, о котором недавно напомнила Юлия Кучинская в Мажилисе, то пора решать вопрос более действенно. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости