Давление России по АЭС и стиль увольнений Токаева объясняет политолог Абишев

cover Коллаж: Orda.kz

Политолог Газиз Абишев рассказал, почему влияние России на выбор подрядчика для АЭС в Казахстане было предсказуемо, чем опасен «кремлёвский кандидат» на будущих выборах, почему госслужба стала непривлекательной для профессионалов и какова логика неожиданных увольнений министров при Токаеве. Это текстовая версия интервью, которое провела главный редактор Orda.kz Гульнара Бажкенова.

Давление России на Казахстан в вопросе АЭС

Газиз Абишев объяснил, почему выбор подрядчика для строительства АЭС в Казахстане был ожидаем и как на него повлияла Россия.

«В Казахстане есть три площадки. И а там будут строиться три атомные электростанции. Это было понятно уже и год назад... По обычной многовекторной казахстанской политической логике, а эти станции две подряд не могли отдать одному и тому же подрядчику, поэтому, в принципе, это всё было ожидаемо».

Эксперт добавил, что техническая сторона вопроса подтверждается рациональным анализом, а также независимым мнением международных организаций. По его словам, Международное энергетическое агентство (МЭА) официально признало Россию и Китай мировыми лидерами в сфере ядерных технологий.

«Это не афиллированная ни с Москвой, ни с Пекином организация, штаб-квартира в Париже, она находится под западным влиянием. Она выпустила отчёт, где заявила, что мировыми лидерами в производстве атомных электростанций являются Россия и Китай. За последние восемь лет было запущено 52 проекта, из них 25 китайские, 23 российские станции. То есть фактически просто с технической точки зрения получается, что такая рациональная, находящаяся под международным надзором организация подтверждает, что Россия и Китай — лидеры в деле развития ядерных технологий»

Абишев подчеркнул, что Россия вложила много усилий в развитие совместных проектов с Казахстаном, и если её технология не будет выбрана, это может быть воспринято как политический сигнал.

«„Росатом“ и российское правительство — это очень консервативные ястребы внутри вот этого глубинного российского технологического государства, которые считают, что у них самая лучшая технология. И когда две страны — союзники, и они предлагают, как им кажется, лучший проект, в который вложили десятилетия работы с казахстанским правительством, а от них вдруг воротят нос, они видят это как политизированное решение, как политический демарш в отношении своего близкого союзника, на которого тратили своё время, деньги и какие-то политические ресурсы. Для них это рассматривается как до известной степени враждебный выпад»

В то же время он отдельно прокомментировал, был ли визит Нурсултана Назарбаева в Россию связан именно с вопросом строительства АЭС. По словам Абишева, здесь нет однозначного ответа.

«Для меня пока недостаточно прямых доказательств, что визит Назарбаева напрямую связан с давлением России, именно с давлением на Казахстан по вопросу атомной электростанции. Там очень большое количество тем, которые можно было бы обсуждать: и какие-то активы, активы семьи в России, их положение, и международные вопросы, и позиция Казахстана по украинскому конфликту, и возможные политические события, связанные с последующим трансфером большой власти. Там очень широкий спектр вопросов. Тут, конечно, ещё есть элемент какой-то политической поддержки своему близкому другу, с которым они дружат уже четверть века. Поэтому можно ли всё это заострять именно на вопросе атомной электростанции — не знаю»

Кандидат от Кремля на выборах в Казахстане

Абишев считает, что прямое и очевидное вмешательство России в будущий транзит высшей власти в Казахстане маловероятно — даже если речь идёт о таком кандидате, как Имангали Тасмагамбетов.

Эксперт объяснил, что политическая система Казахстана выстроена по принципу централизованного планирования. Финансовые потоки, избирательные комиссии, медиа, правоохранительные органы и другие структуры действуют слаженно и чувствительны к сигналам из центра. Это ограничивает возможности для внешнего давления, особенно в условиях, когда Москва занята противостоянием с Западом.

Абишев добавил, что даже если в финале появится кандидат, за которым Россия будет явно стоять и оказывать ему масштабную поддержку, это сыграет против него на выборах:

«Если россияне будут поддерживать настолько активно, что их мощная финансовая и организационная поддержка сравнится с желанием наших госорганов защитить политический суверенитет, то это будет выглядеть столь грубо и нагло, что сам Имангали Тасмагамбетов очень много потеряет в глазах казахстанского электората. Потому что очень легко будет сказать: „Ребята, это российский кандидат“».

По словам Абишева, сейчас казахстанское общество гораздо меньше зависит от российских СМИ и влияния, чем 10 лет назад. Суверенная информационная система стала крепче, а избиратели — критичнее. Поэтому сценарий с «кремлёвским кандидатом» в реальности вряд ли возможен без потерь для самого кандидата.

Абишев также отметил, что обсуждение персоналий на столь ранней стадии может только навредить претендентам на высшие посты:

«Я получил рефлексию от разных людей, предположительно приближённых к разным кандидатам из этого списка. И все из них сказали: „Это очень правильно, и не нужно осуществлять лишние вбросы, потому что это может негативно сказаться на разных аспектах, и никто не хочет, чтобы их имена называли лишний раз, потому что это выглядело враждебным выпадом в их адрес“»

Почерк Токаева и почему никто не хочет на госслужбу

Политолог Газиз Абишев считает, что сегодня в Казахстане не хватает профессиональных кадров, и госслужба больше не выглядит привлекательной для квалифицированных специалистов.

«Я согласен с двумя утверждениями, что в стране произошла глобальная депрофессионализация кадров во всех областях, и с тем, что государственное управление не столь привлекательно для квалифицированных кадров, как это было раньше. И далеко не все кадры подходят под соображения нынешней политической конъюнктуры. Я думаю, сумма этих факторов и объясняет нашу текущую ситуацию»

Многие специалисты просто не хотят идти на госслужбу, а те, кто работает, часто не соответствуют требованиям времени.

Комментируя неожиданные увольнения министров президентом Токаевым, Абишев объяснил, что глава государства действует скорее по-деловому, без излишнего публичного внимания и церемоний:

«Мне кажется, что президент избегает излишней театральности, и, наверное, в его стиле не продумывать какое-то политическое шоу у всех на виду. Он просто в какой-то момент по сумме аргументов проводит встречу, просматривает документы и принимает решение: „Ну понятно, вот здесь не справился — не буду тратить на это время, просто приму решение уволить. Все и так всё поймут. Идите исполняйте“. Вот этого нужно уволить и всё. И дальше отстраняется от этого вопроса»

Эксперт отметил, что из-за отсутствия дополнительных указаний и «режиссуры» увольнения проходят по самой быстрой схеме, и система бюрократии просто исполняет приказ, не заботясь о форме.

По поводу возможного назначения нового министра транспорта Абишев сказал:

«Женис Касымбек проводит хорошую работу в Астане, и поэтому его пока на это место привлечь не могут. Но он был бы хорошим кандидатом».

Читайте также:

Лента новостей

все новости