Спектакль «Сказки венского леса»: страшная выдумка для взрослых

cover Фото Ирины Писарюк

Не всегда сказки – это добрые поучительные истории с хорошим концом. И далеко не всегда они предназначены для детей. Государственный республиканский академический немецкий драматический театр это подтвердил первой премьерой нового сезона – вместе с режиссёром из Германии Тильманом Хекером.

Хекер – ученик недавно почившего Роберта Уилсона, американского театрального классика. Тильман ставил спектакли в Германии, Польше, Греции. В Казахстане ему тоже доводилось работать прежде: шесть лет назад он ставил «Регентруду Восточного мира» в том же Немецком театре. Основа его новой постановки «Сказки венского леса» – самая известная работа австрийского драматурга Эдёна фон Хорвата. Но сюжет в ней, вопреки названию, совсем не сказочный.

Марианна – молодая и не слишком умная девушка. Отец пророчит ей свадьбу с мясником, но она сбегает к другому прямо во время помолвки. А тот другой – известный альфонс и лгун, и очень скоро их жизнь перестанет быть похожей на мечту. Втянуты в проблемы оказываются родители, дети, бывшие возлюбленные и друзья. И все эти личные перипетии разворачиваются в самом начале 1930-х: Европа ещё оправляется от старой войны, начиная готовиться к новой.

Тильману Хекеру это ощущение грядущей беды удаётся передать филигранно. Оно нигде не показано открыто, везде завуалировано – в сценических решениях, музыке, декорациях. К сценографии «Сказок венского леса» приложили руку Елена и Виктор Воробьёвы – одни из самых известных современных художников Казахстана. В качестве примера их работы можно упомянуть «китов» постановки – три мобильные платформы. Сюжет разворачивается вокруг трёх магазинов на одной улице – их и демонстрируют фасады платформ. В табачном киоске нет ничего примечательного, а вот на мясном прилавке внезапно оказывается контрабас, в витрине с игрушками – пианино и… скелет.

Фото Ирины Писарюк

Музыкальные инструменты – отдельная тема, потому как весь аккомпанемент артисты создают сами. Бренчат на гитарах, дуют в окарины, даже по медитационным чашам водят – всё, чтобы саундтрек обогащался параллельно с сюжетом. А при условии, что на сцене постоянно находится от двух до пятнадцати человек, представьте, как многогранно это звучит. Даже шум Дуная актёры имитируют лоханками с водой, к которым приставлены микрофоны.

Но самая яркая – в прямом смысле – деталь спектакля кроется в глубине сцены. Это три панели с неоновой подсветкой и несколькими режимами. В первом лампочки загораются в форме крон деревьев, во втором – в форме зданий, в третьем – как линии волн. Одним щелчком выключателя персонажи меняют локации – выглядит эффектно и свежо.

Фото Ирины Писарюк

Хотя с точки зрения новаторства лидирует другая сцена. Сложно вспомнить, случались ли танцы на пилоне в государственном театре, но Ольга Ли отыграла на нём небольшую программу – сразу между исполнением ролей младенца и графини. В целом, весь спектакль сделан по лекалам перфоманса, поэтому таких неожиданных вкраплений в нём много.

Фото Ирины Писарюк

«Сказки венского леса» подкупают целым рядом факторов. Это и профессиональная актёрская команда, и необычное визуально-звуковое оформление, и пестрота мизансцен и локаций – их артисты разворачивают на платформах, которые перевозят по сцене каждые несколько минут. Но главное – атмосфера спектакля. Тревожная, холодная, когда с самого начала ощущается, что ничем хорошим не закончится – разве что зрительская копилка пополнится качественным спектаклем. Повторные показы «Сказок венского леса» – сегодня и завтра, 10 и 11 октября.

 

Лента новостей

все новости