Спектакль «Шаш»: сожги свои страхи

cover Фото Дмитрия Поваляева

Новая работа казахстано-американского режиссёрcкого тандема Татьяна Ким – Анатолий О за шестьдесят минут в Teatro 89 может сотворить то, ради чего люди годами ходят на терапию.

Сколько раз мы читали сказки о злых духах, заточённых в бутылках, или смертоносных иглах – тех, что в яйце, утке, зайце и в сундуке. И видя на сцене огромный сундук, готовишься, что сейчас из него вылезет что-то жуткое. Особенно когда рядом ползают – будто гигантские паучихи – три женщины в чёрном. Но вместо сказочной жути появляется актриса Айсулу Азимбаева: вся в белом и с всклокоченными волосами – чем не свалившийся с небес ангел? Стоит ей выпрямиться, озарить сцену тёплым свечением, как женщины в чёрном с истерическими визгами засовывают её обратно.

Фото Дмитрия Поваляева

Поначалу всё не очень понятно. Есть тёмная сила, которая не даёт вырваться наружу чему-то хорошему. Эти женщины ведут себя агрессивно, кидаются друг на друга, кричат что-то про несколько тысяч лет и карму рода, шипят: «Шаш-ш-ш». Похоже на ритуальные пляски древнегреческих мойр – и вдвойне странно, когда они вдруг прерываются звонком телефона. 

Метафоры разбиваются о реальность, и ангел в белом превращается в обычную современную девушку, а чёрные бестии – в бестелесные эмоции. По ходу развития сюжета становится понятно, что это Стыд, Гнев и Страх.

Мистика действа на этом заканчивается, однако оно не становится пресным. Наоборот, внутренние демоны атакуют свою хозяйку уже не только физически, но и морально. Они припоминают ей самые тяжёлые эпизоды из жизни, изгаляются над ней. И хотя Айсулу Азимбаева, безусловно, играет ведущую роль, трио Кати Дзвоник, Эллы Байысбаевой и Мадины Беспаевой смотрится бесподобно. Резкие, истеричные и такие притягательные. Если все внутренние демоны выглядят так, то понятно, почему профессия психолога стала столь востребованной в последнее время. И хотя метафора с сундуком очевидна, актрисам удаётся ярко её обыграть.

 Фото Дмитрия Поваляева

Не обошлось и без хореографии с узнаваемым почерком Франка Вальдеса. Когда три эмоции буквально душат девушку, невольно задумываешься о том, насколько изящно и грациозно собственные мысли ломают тебе жизнь. Создатели спектакля по такому случаю предусмотрели утилитарный финал: по окончании постановки зрителям предлагается выписать свои негативные установки на бумагу и сжечь в сундуке.

«Шаш» не из тех психологических спектаклей, где надо продираться сквозь дебри режиссёрского видения, чтобы понять хоть что-то. Здесь всё на поверхности, сдобрено живой музыкой и сумасшедшей женской энергетикой. Несмотря на небольшой хронометраж, он оставляет сильное впечатление. И призывает прислушаться: не шепчет ли вам кто-нибудь «Шаш-ш-ш»?

Лента новостей

все новости