Спектакль Mamluk: история Бейбарса через музыку и спецэффекты
Фигура султана Бейбарса не одно столетие вызывает дискуссии среди историков. Как парень из степей Дешт-и-Кипчака, проданный в рабство, стал одним из сильнейших правителей Ближнего Востока, уложившим на лопатки монголов и крестоносцев? Режиссёру Фархату Молдагали в новом спектакле Mamluk, поставленном в театре «Алатау», почти не понадобилось слов. Историю великого правителя он рассказывает через… музыку.
Само название редкого в наших краях жанра soundrama отсылает к тому, что весь накал в постановке обеспечивается игрой не актёров, а инструментов. Гудящие, хрипящие, воющие духовые всех размеров; симфонические барабаны и перкуссия; лирические струнные – зал наполняется гулом с первых секунд. Формируется плотное и волнующее музыкальное полотно. Даже когда на сцене появляется массовка из трёх десятков человек, на них не сразу обращаешь внимание.
Mamluk во всём сделан с размахом. Чего только стоят маски воронов – проводников сквозь спектакль, с такими можно и на венецианский карнавал, не меньше. Мифические птицы встречают новорождённого султана, как бы противореча своей смертоносной репутации. Они всегда рядом: и когда Бейбарс попадает в плен, и когда заявляет о себе и своей силе в мамлюкской армии, и когда вступает на престол.

Сам Бейбарс в исполнении Асета Есжана – могучий, даже немного неотёсанный, но по-своему притягательный.
Чего у спектакля не отнять, так это реверанса мужественности и силе. Молодые мамлюкские воины виртуозно дерутся в духе капоэйры, а от их трюков с холодным оружием перехватывает дыхание.
Колорита добавляют ноты Востока с гаремом султана, молитвой муэдзина в Мекке и кюем на домбре, звучащем будто между строк.

И вдруг медитативная сцена сменяется штурмом крепости под гром барабанов, в которые под самым потолком стучат те самые вороны – одним словом, хореограф Адлет Таменов вместе с композитором Серикжаном Айткалиевым не поскупились на «спецэффекты».
Mamluk – спектакль весьма динамичный, теряющий ритм только на двух диалогах Бейбарса со своим учителем. Если все прочие сцены понятны без слов, то здесь их на контрасте слишком много. С другой стороны, на фоне общего праздника хореографии, костюмов и звуков, эти философские вставки будто дают отдышаться, чтобы снова ринуться в бой, зрителю в том числе.

Новый спектакль Фархата Молдагали, уж извините за пафос, не стыдно показать гостям, приехавшим в Казахстан впервые. Тут и красота этнических мотивов, и исторические хитросплетения, понятные без знания языка. А главное – это качественная и продуманная постановка. Даже такая простая деталь, как ездящая по сцене и раздвигающаяся задняя стена (хотя на ней и проецируется только название места действия) дарит ощущение многомерного пространства и сопричастия.
Для театра «Алатау», находящегося практически на окраине города, иметь такой спектакль – настоящий подарок и праздник. Как и для всех зрителей, кто впервые увидит Mamluk.
Лента новостей
- «КазМунайГаз» отреагировал на появление KMGI в списке приватизации
- Родители по всей стране платили журналу за публикации о детях, которые так и не вышли
- «Жизнь станет хуже»: новый НДС напугал большинство казахстанцев
- 20 тысяч за роды: младенец умер в роддоме Жамбылской области
- Российский миллиардер поплатился в Казахстане — компанию оштрафовали на 24 миллиона тенге
- Чиновников Минюста оштрафовали за взятки
- Полсотни человек тушили пожар в районе «Шымбулака»
- Казахстан вложил 120 миллионов долларов в Туркменистан. Что мы получим в ответ?
- Прокуроры удалили релиз о помощи Нигматулину
- Атака дронов парализовала отгрузку нефти через КТК
- Популярного в Мангистау видеографа подозревают в изнасиловании мальчика
- В Атырау начали расследование из-за трещин в домах «Нұрлы жер»
- Какому олигарху достался карагандинский футбольный клуб «Шахтёр»?
- Депутат встретился с заключённым Думаном Мухаммедкаримом в Кызылорде
- Депутаты хотели пропихнуть сиротам аварийную общагу за 672 миллиона тенге
- «КазМунайГаз» заработал почти триллион тенге с начала года
- Тело 14-летней школьницы нашли в реке в Астане
- Дело Kloop: осуждённым операторам независимого медиа заменили сроки
- Военнослужащий лишился глаза после церемонии присяги в Жамбылской области
- Девочка погибла в стоматологии — в Астане судят анестезиолога



