Спектакль «Контрабас»: ноты Зюскинда, Чехова, Пьяццоллы

cover

Казалось бы, последние числа декабря – время лишь для корпоративов и новогодних капустников, но едва ли для полноценной драматической премьеры. Однако Казахский национальный театр драмы имени Ауэзова решился на оригинальный ход. Причём во всех смыслах: на малой сцене поставлен полупантомимный моноспектакль «Контрабас» по одноимённой пьесе Патрика Зюскинда.

То ли язык оригинального материала, то ли сам подход к постановке создали ощущение, что находишься в Немецком театре. Хотя и камерный стиль театра имени Ауэзова ей к лицу. Лицо, кстати, единственная отличительная черта главного героя: оно выбелено, словно маска мима, и делает его преувеличенно трагедийным.

Жизнь одинокого контрабасиста – история в духе «Чехов бы оценил». Но если у русского классика «маленькие люди» в основном мирились со своей судьбой, то герой «Контрабаса» кричит. Пытается закричать, во всяком случае. Он влюблён в прекрасную приму, но из-за контрабаса, который стоит позади всего оркестра, голос его не слышен. 

Причём у Зюскинда это поиск крошечного себя в огромном мире, а режиссёр Малике Катай добавляет новогоднюю мишуру. Одиночество в праздник – душераздирающая нота, знакомая многим. Контрабасист и без того замкнулся в себе и своей каморке, а тут ещё доносящиеся отовсюду осточертевшие Jingle Bells. Ещё и в ноты не попадают, ироды!

Того надрыва, что выдает по отношению к ситуации актёр Ермек Бектасов, достаточно, чтобы полностью отказаться от декораций. Они есть, но взаимодействие музыканта и инструмента настолько выразительно, что задники выглядят даже немного нелепо. Отчаявшийся контрабасист видит в своём струнном напарнике не только смысл жизни, но и очертания любимой женщины. Недаром контрабас имеет выраженные изгибы: и вот уже хозяин кружит его в страстном танце под «Либертанго» Астора Пьяццоллы. В мечтах он ведёт даму сердца в ресторан, а на деле наливает стоящему у стола инструменту невидимое вино из невидимой бутылки.

Любое творчество, связанное с Новым годом, обычно несёт элемент чуда. До последнего кажется, что праздничная привязка внесёт свою лепту, и прекрасная прима перешагнёт порог квартиры и обнимет отчаявшегося музыканта. Открытого ответа зрителю не дают, но забрасывают удочку надежды. И трогательная игра Ермека Бектасова чёрно-белым поплавком прыгает по воде: маленькое чудо в виде внезапной премьеры уже случилось, так пусть случится и ещё одно.

Лента новостей

все новости