Спектакль «Қонаев»: в провинцию с любовью

cover Фото Дмитрия Поваляева

«Казахстанский Лас-Вегас» – так всё ещё называют город Конаев, бывший Капчагай. Город-загадка, в котором кричащая роскошь казино соседствует с бедностью и провинциальным менталитетом. По сути это идеальное место для социального исследования. Не обязательно научного – с этой задачей вполне может справиться театр. «АRТиШОК» задумал посвятить городу не просто спектакль, а целую серию мероприятий.

Театру явно понравилось работать с документалистикой: зачатки нового спектакля структурно напоминают «Алма-Ату’89». Как и тогда, театр собрал интервью, архивные фото и видео, создавая многослойную постановку. И хотя премьера намечена только на май 2024 года, открытые репетиции уже идут. Оно и понятно: одно дело – рассказать про концерт, другое – про целый город.

Именно поэтому «АRТиШОК» приглашает зрителей не только созерцать, но и поучаствовать в создании спектакля. Подобный опыт у театра уже был с постановками «Прямопотолеби» и «Ұят»: тогда зрители тоже могли корректировать сценарий, выбирать, кого из персонажей оставить, одним словом – были соавторами. Теперь же и сам театр «вышел в народ»: перед началом репетиций труппа отправилась исследовать Конаев, что называется, руками и ногами. 

Режиссёр Галина Пьянова жанр будущей постановки определяет как авторский мюзикл. Не бродвейский китч, а наше, жанаказахстанское.

Будущему страны и языка в спектакле выделена особая роль. Постановка исследует судьбу города от Илийска, на месте которого сейчас водохранилище, до Конаева в условном 2060 году.

Фото Дмитрия Поваляева

Однако при всей открытости зрителю спектакль по-настоящему поймёт, вероятно, лишь исконно казахстанская аудитория. И не потому, что он двуязычен. Слишком много в нём контекста и непереводимого юмора. 

Много ярких архетипов: недалёкая и коррумпированная полиция, акимы-понторезы, провинциальная молодёжь, келинки и скандальные продавщицы на базаре.

Персонажей много, так что задействованы все три актёрских состава: «старших» «артишоков», мастерской и выпускников.

Фото Дмитрия Поваляева

Особняком в пестроте сцен стоит аташка в исполнении Куантая Абдимади. Он носит в двух чемоданах… своего отца – сказали, что кладбище затопят, вот и пришлось перезахоронить. И если все остальные персонажи проходят только эпизодом, этот, скорее всего, станет стержнем спектакля.

Наверняка закрепится и ещё один персонаж – алматинский гид Евгения Морозова в исполнении Анастасии Тарасовой. Этот ход даст возможность истории Конаева звучать не голословно, а будто в рамках экскурсии.

Фото Дмитрия Поваляева

Впрочем, сложно сказать, какие этюды войдут в финальную версию спектакля «Қонаев». За два дня открытых репетиций «АRТиШОК» представил полный спектр зарисовок от комедии до откровенного триллера. Говорить о сценографии пока не приходится, и главное украшение спектакля – это попытка через сатиру, местами очень колкую, обыграть чувство безысходности, которое у многих возникает при упоминании Конаева. Театр пытается ответить на вопрос, ставящий всех в тупик: как «город разврата» получил имя столь важного для страны человека?

Пока в планах у театра есть презентация полуготового спектакля непосредственно в городе. Но насколько капчагайцы-конаевцы готовы к такому арту и шоку?

Лента новостей

все новости