Спектакль «Дракон»: средневековая сказка без должного нерва

cover Фото Марины Константиновой

Второй раз за полгода алматинские театры обращаются к пьесе Евгения Шварца «Дракон». Но, в отличие от коллег из Bunker, национальный русский театр драмы имени Лермонтова сохранил все сюжетные линии и классический подход.

Режиссёрская работа Андрея Кизилова в «Лермонтовке» как будто предвосхищает наступающий 2024-й – год зелёного деревянного дракона. Но «деревянным» спектакль назвать сложно. Пусть это и костюмированная сказка для взрослых о храбром рыцаре и страшном драконе, который много лет держит в страхе город и крадёт молодых девушек. Однако подтекст заставляет проводить параллели с совсем несказочным миром.

Фото Марины Константиновой

И вот тут встаёт главный вопрос. 

Дело не в актуальности, а в том, насколько театр комфортно чувствует себя в подобном материале?

Да, есть убедительно симулирующий сумасшествие бургомистр в исполнении Вячеслава Балашова; есть благородный Ланцелот, которого по очереди играют фактурные Евгений Сорокин и Роман Чехонадский; на месте и промежуточные персонажи, включая говорящего кота. Но что-то во всём этом не работает.

Как будто не хватает мощи, чтобы раскрыть шварцевскую философию. Да и на втором плане… Музыкальное сопровождение невыразительно, декорации а-ля средневековье смотрятся во всех смыслах устаревше. Несколько странно на общем фоне выглядит и конструкция крыльев, которые с приближением Дракона с тяжёлым лязгом поднимаются. Вкупе с алой подсветкой это выглядит как задник детской комнаты страха. 

Из пьесы можно было выжать драматический и визуальный максимум, но это именно что сказка.

Хотя есть и то, ради чего спектакль стоит увидеть. Сам Дракон – персонаж настолько сложный и харизматичный, что очень легко прогадать с исполнителем. Однако у Сергея Уфимцева властная рептилия вышла что надо! Притягательный и одновременно отталкивающий, колоритный – почти хамелеон. И пусть в образе одной из голов он выглядит, будто сбежал из палаты № 6, понимаешь, почему горожанам тиран казался центром мироздания.

Фото Марины Константиновой

«Дракон» – не плохой спектакль, но он не выдерживает нерва, который должен быть. Возможно, потому, что непросто привнести что-то новое в классику, особенно когда есть культовая экранизация Марка Захарова, пусть фильм до сих пор и ругают за утрированность и неуместные сцены. 

Впрочем, театр имени Лермонтова делает спектакли для своего зрителя – готового к длинным классическим постановкам. И прямая подача материала делает его доступнее для аудитории.

Но тут вспоминается фильм «31 июня», из которого как будто вытащили часть декораций: драконография – наука ложная, но важная. И потому сражаться надо умело, если дракон вдруг нападёт.

Лента новостей

все новости