Собаки-каннибалы, дикие стаи и битвы за тендер: как существует приют для животных в Астане
Недавно в социальных сетях разгорелся очередной скандал — появилось видео, как в приюте для животных в Астане собаки поедают друг друга. Там же утверждалось, что приюту выделяют 70 миллионов тенге помощи от государства, а животные при этом страдают и не получают должного ухода. Разобраться в том, так ли это, решил корреспондент Orda.kz.
Приют находится на окраине, недалеко от спецЦОНа на Муканова. Это большая территория, огороженная зелёным забором, который недостаточно высок, чтобы сдержать всех свободолюбивых собак, чем эти животные и пользуются. Но хотя они и разбредаются по округе, далеко, как правило, не уходят, так как знают, где их кормят. Корреспондента встретила целая стая таких любопытных представителей наших братьев меньших: они окружили гостя у самых ворот, но никак не мешали и не проявляли агрессии.
За воротами их ещё больше. Животные социализированные — они обнюхивают гостей, подставляют бока, чтобы их чесали, виляют хвостами. В целом не создают вид опасных хищников из видео, распространяемых в социальных сетях.
Руководитель фонда «Стоп отлов» Мария Гребёнкина управляет около года. До этого им занимались другие люди. По её словам, сейчас в приюте содержится около пяти тысяч животных: около четырёх тысяч собак и несколько сотен кошек.
«Я даже специально гуглила, нормально ли, чтобы такое количество животных находилось в одном приюте. Оказывается, нигде в мире такого нет. Никто не содержит столько животных вместе, это опасно для них самих», рассказала она.
Отобрать последнюю кость у собак
По словам Марии, государство свозит сюда животных со всей столицы, но при этом не создало никаких условий для их содержания:
«Это государственный приют, в конце концов. Да, управляет им волонтёр, но создавали-то это место власти. Обратите внимание: здесь декоративный забор, который не сдерживает собак. Всего 500 вольеров, рассчитанных на такое же количество собак, а сейчас здесь живёт почти пять тысяч животных. Прежде чем мы взяли это место под свой контроль, у нас была договорённость — нам построят 400 вольеров, каждый на пять собак. Мы до сих пор их ждём, хотя обещали ещё в марте 2023 года. А теперь говорят, что строить их не будут, а создадут другой приют. Но когда?»
Судьба 5000 животных находится в руках всего 10 сотрудников. Причём среди них нет профессиональных ветеринаров, и люди трудятся по сути на добровольных началах, так как выплачивать зарплаты регулярно у приюта возможности нет.
Как рассказала Мария Гребёнкина, финансирование, обещанное ещё в начале года, так и не было своевременно предоставлено. Тендеры на содержание животных несколько раз откладывались, а финансовая ситуация остаётся критической:
По её словам, в итоге тендер пришлось разделить на категории — самцы, самки, щенки и так далее, чтобы благотворительная организация могла участвовать. Но даже после этого тендер несколько раз не состоялся из-за изменений в управлении.
«Первый раз тендер не состоялся, и второй раз тоже, так как менялось управление — с ГАСК всё это передавали, с контроля качества передавали природоохранной службе, и тендер просто не довели до ума», продолжает Гребёнкина.
Ситуация затянулась до августа, когда организации наконец удалось выиграть тендер и подписать договор. Но, несмотря на это, финансовые трудности не закончились.
«Заняли денег, потому что не смогли собрать эти средства. Этот месяц был особенно тяжёлым. Кормить нечем, а ещё нужно было закинуть деньги на тендер», рассказывает она.
Сейчас средства выделяются только по факту выполненных работ. Мария Гребёнкина подчёркивает, что приют ещё не видел обещанных 68 миллионов тенге, о которых сейчас говорят многие.
«Все обсуждают эти 68 миллионов, говорят, что нам их уже перечислили, а собак тут тысячи. Но дело в том, что мы этих денег ещё не видели. Кроме того, даже если бы средства были получены, их всё равно недостаточно для полноценного обеспечения животных. Если бы с начала года выделили этот тендер в 68 миллионов, это было бы около 5−6 миллионов в месяц. Я вам только что сказала, что только на корм нужно 12 миллионов. 12 миллионов и 5−6 — это явно несоответствие. Этой суммы всё равно недостаточно», говорит Гребёнкина.
Волонтёры планируют использовать полученные средства для закупки кормов, чтобы создать запас на зиму, но проблема нехватки денег на зарплаты сотрудников остаётся актуальной.
«Это будет дикий нонсенс: при полных складах кормов животные будут умирать от голода, потому что не будет людей, которые разнесут этот корм по вольерам», подчёркивает Гребёнкина.
При корреспонденте к Марии несколько раз подходили сотрудники и спрашивали про зарплату, но, к сожалению, в этом месяце снова будет задержка — на счетах денег нет.
При этом каждый раз, когда объявляется тендер, приют становится жертвой информационных атак, утверждает глава «Стоп отлов».
«Мы эту закономерность проследили давно. Каждый раз одно и то же — появляется тендер, начинаются вбросы. Но дело даже не в государственных деньгах, поверьте, я уже говорила, что этих средств мало. Дело в пожертвованиях. Некоторые люди, которые раньше были причастны к содержанию приюта, получали отсюда деньги. Они привыкли отбирать у животных в свой карман. А теперь не могут. Знаете, какая выживаемость тут была раньше? В десятки раз меньше, вместо 5000 животных тут кое-как жили 300–400, а привозили столько же», заявила она.
Женщина, которая сняла на видео, как щенок ест другого щенка, раньше работала в приюте. По словам Марии, её пропустили бывшие коллеги, которые не ожидали такой подставы. Бывшая сотрудница сделала это в интересах конкурентов, которые хотят выжить «Стоп отлов» из приюта и вернуть его себе. Причём она делала это и ранее, а её видео репостили даже крупные блогеры, такие как Михаил Козачков.
Не все собаки попадают в рай
Некоторые попадают сюда. Гребёнкина не отрицает, что вбросы в своей основе отчасти правдивы — здесь реально бывают случаи, когда собаки убивают друг друга, поедают трупы собратьев и многое другое.
«Здесь всегда так было. Суть в том, что животные могут друг друга грызть, но это не из-за голода. Это, как правило, отклонение психики. Потому что здоровая собака, даже умирая от голода, не будет есть себе подобного. Психически здоровая собака. То есть если у животного есть психические отклонения, оно будет есть себе подобного, даже если рядом будет сухой корм. Они могут грызть себя и других собак. Бывают случаи самопоедания, когда собаки отгрызают себе лапы, хвосты и так далее. Это результат психических сдвигов. Учитывая количество животных, которые у нас здесь, вполне допустимо, что среди них есть психически нездоровые. Сюда привозят всех подряд, без сортировки», рассказала глава приюта.
По её словам, большинство собак, обитающих здесь, привыкли жить большими стаями. Они сражаются за территорию, еду, самок.
Обычные стаи псовых насчитывают 30 особей, но эти животные привыкли сосуществовать в стаях на тысячи особей. Это ведёт и к повышенной агрессии, и к психическим отклонениям.
«Суть ещё в том, что каннибалы среди животных могут поедать трупы, но они не убьют ради еды. Они как падальщики. Есть собаки, которые могут убить кого-то, но не будут его есть, а просто убьют, чтобы доказать своё превосходство, и пойдут дальше. А есть падальщики, которые подойдут и будут есть. То, что заснято на видео, — щенок умер от чумки, его не убили из-за голода. Он умер, и рядом лежит другой щенок, которого никто не трогает. Дело не в голоде», объясняет глава «Стоп отлов».
При этом она не отрицает, что проблемы с едой всё же случаются, так как не всегда хватает денег на корм. Люди помогают, конечно, но этого не хватает. В целом те собаки, которые живут на территории уже давно, выглядят упитанными, а вот те, которые приехали недавно, — пока ещё худые и потрёпанные.
Корреспондент также посетил административное здание, которое выполняет функцию лечебницы и карантина для больных животных. Если вы знаете, как пахнет собака, то используйте воображение, чтобы умножить этот запах на 5000 — именно так пахнет в коридорах этого здания. Здесь в вольерах содержатся болеющие собаки — раненые или заражённые чумкой.
Волонтёры утверждают: стоит только одной собаке заболеть — это превращается в эпидемию. 10 человек не в силах обнаружить больную собаку среди тысяч особей, поэтому болезни распространяются быстро.
Кстати, это именно тот приют, в котором в прошлом году был скандал про изнасилование собак — правда, находился он в другом месте, а сам инцидент оказался фейком. Подробно о нём Orda.kz уже писала.
Основная территория с вольерами окружена ещё одним, более высоким забором. Именно там обитает основная масса собак, и обычно туда никого не пускают. Перед посещением этой зоны сотрудник приюта Захар провёл инструктаж для корреспондента — за спину к нему не заходить (собаки воспринимают это агрессивно), далеко не отходить, руки в вольеры не совать. Также не стоит подходить к собакам, которые охраняют своё «имущество» — косточки.
Сам Захар собак не боится и умеет с ними ладить — в прошлом году он служил в армии, работал с кинологами. Он рассказал, что собак забирают каждый день, но привозят ещё больше. Некоторых псов пытаются забрать уже давно: например, старожила приюта по кличке Босс, но они сами никуда не хотят уходить.
На гостя животные не напали, но агрессивно лаяли, недовольные этим вторжением. Некоторые псы принялись охранять людей, отгоняя от них наиболее кусачих сородичей.
«Некоторые собаки здесь особенно озлоблены, они ранее участвовали в собачьих боях. Такие сами людей не любят и других против них настраивают», рассказал сотрудник приюта.
По его словам, хоть он и ладит с собаками, но сам бы не решился приходить сюда ночью — велик шанс, что собаки его не узнают, и тогда неизвестно, чем это закончится.
Второй шанс для бездомных животных
Как мы писали выше, люди периодически забирают собак, и тогда они получают новый шанс в любящей семье. Но многие остаются здесь, и волонтёры пытаются по мере своих сил улучшить их жизнь. Удивительно, но у 10 человек как-то получается совладать с этой дикой ордой хвостов и зубов, несмотря на условия и нехватку практически всего.
Руководитель фонда «Стоп отлов» Мария Гребёнкина говорит, что если бы каждый астанчанин забрал по собаке, приют бы опустел и был бы не нужен. Но это, конечно, утопия.
Кстати, как мы писали выше, некоторые собаки сбегают с территории приюта, хоть и не убегают далеко. Часть из них приходит на территорию спецЦОНа, расположенного рядом. Его сотрудники сказали корреспонденту, что собаки никому не мешают и не нападают на людей, а чаще всего просто спят недалеко от парковки.
Узнать больше о жизни собак и кошек в приютах Астаны можно в аккаунте «Стоп отлов» в Instagram. Там же можно внести пожертвования или выбрать питомца.
Читайте также:
Лента новостей
- Аймагамбетов высказался о том, как не превратить Казахстан в «Штрафстан»
- Казахстанского иллюстратора Каната Нуртазина признали в Голливуде, а на родине отказывают в персональной выставке
- Жительницу Шымкента осудили на 20 лет за убийство шестилетней племянницы
- Как изменился за неделю курс иностранной валюты в обменниках Казахстана
- За чертой: бедных в Казахстане станет больше из-за роста коммунальных тарифов
- За что Садыр Жапаров объявил выговор послу Кыргызстана в Китае
- Сумоист из Казахстана впервые в истории выбился в лидеры императорского кубка в Японии
- Гражданку Греции не выпускают из Казахстана за неизвестный ей долг в 31 млн тенге
- В Беларуси проходят выборы президента страны
- Как не говорят казахи, базовые настройки Астаны и «зигующий» Маск: чем жили соцсети на этой неделе
- Водитель в замёрзшей фуре пять суток выживал на Кордайском перевале
- Юлия Галышева завоевала бронзу этапа Кубка мира по фристайл-могулу в США
- За что археологи благодарили Цукерберга? В Алматы презентовали книгу о петроглифах гор Архарлы
- В Берлине 100 тысяч человек вышли на акцию протеста против партии АдГ, Маска и Трампа
- Гололёд и туман — прогноз погоды на 26 января
- В Южной Корее по секундам восстановили крушение самолёта Jeju Air
- Stargate: крупнейший проект в истории ИИ под эгидой Дональда Трампа
- Военные самолёты ежедневно будут депортировать мигрантов из США
- Россия может увеличить свое участие в разработке нефтяных месторождений Казахстана
- В международный розыск объявили блогера Дану Орманбаеву