Сквозные повреждения и взрывы: что же стало причиной падения самолёта в Актау?

cover Фото: Orda.kz

Крушение самолёта Embraer-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines в Актау вызывает много вопросов. Предварительный отчёт не отвечает на главный их них: что же стало причиной падения? Orda.kz обсудила опубликованные ведущим расследование ведомством документы с авиаэкспертом Сериком Мухтыбаевым. 

Напомним, Министерство транспорта Казахстана представило предварительный отчёт о крушении самолёта Embraer 190 авиакомпании AZAL (Azerbaijan Airlines), произошедшем 25 декабря 2024 года недалеко от Актау. В катастрофе погибли 38 человек, ещё 27 получили травмы.

Записи чёрных ящиков зафиксировали серию аварийных ситуаций. В ходе полёта экипаж сообщил о разгерметизации кабины, в салоне произошли взрывы двух сидений, а пассажиры начали терять сознание. Судно также сообщало о проблемах с управлением элеронами и рулём высоты.

Перед крушением самолёт летел нестабильно, пилоты пытались его выровнять, но столкнулись с отказом систем. На высоте 1800 футов сработала сигнализация TERRAIN TERRAIN PULL UP, предупреждающая об опасном сближении с землёй. Несмотря на попытки экипажа снизить скорость и подготовиться к посадке, в 06:27:58 лайнер упал и загорелся.

По предварительным данным, фюзеляж самолёта получил множественные сквозные повреждения в хвостовой части, стабилизаторе, крыльях и двигателе. Эксперты рассматривают версию внешнего воздействия — в конструкции лайнера были обнаружены посторонние объекты, которые отправлены на судебную экспертизу.

Авиаэксперт Серик Мухтыбаев прокомментировал предварительный отчёт о крушении самолёта Embraer-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines в Актау. Установлено, что внутри фюзеляжа самолёта были обнаружены посторонние предметы, вызвавшие серьёзные повреждения.

«Принадлежность осколков должны определить криминалисты. Они установят, откуда эти объекты попали в самолёт, с какой скоростью летели и какие повреждения нанесли. Это задача специальных органов, которые занимаются такими расследованиями»,  пояснил эксперт.

Он исключил версию столкновения с птицами, отметив, что экипаж, вероятно, изначально предположил подобный сценарий, так как в гражданской авиации чаще всего сталкиваются именно с такими ситуациями. Однако последствия удара были гораздо серьёзнее.

«После разгерметизации, о которой свидетельствует выпадение кислородных масок, а также сообщений бортпроводников о повреждённых сиденьях в хвостовой части стало ясно, что самолёт подвергся серьёзному внешнему воздействию. Именно поэтому произошёл отказ системы управления», рассказал он.

Мухтыбаев подчеркнул, что представленный отчёт носит предварительный характер и пока не даёт полной картины происшествия. Для окончательных выводов потребуется детальный анализ данных чёрных ящиков, переговоров экипажа с диспетчерами, а также технических параметров всех систем самолёта.

«Важно установить хронологию событий: что происходило, какие были переговоры в кабине и с наземными службами. Эти данные, скорее всего, будут представлены в окончательном отчёте»,  отметил эксперт.

По его словам, расследование направлено не только на установление причин катастрофы, но и на разработку рекомендаций, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем.

«На данный момент в отчёте представлены хронометраж, частичные расшифровки переговоров экипажа, данные наземных служб, фотографии места катастрофы и повреждений самолёта. Окончательные выводы будут сделаны после согласования со всеми сторонами. После этого компетентные органы определят степень вины и возможных виновных. Вероятно, этим займутся уже другие структуры, но ключевым останется заключение комиссии»,  подытожил Мухтыбаев.

Ранее в разговоре с журналистом Orda.kz, он объяснил, что экипаж заранее планирует запасные аэродромы с учётом погодных условий и запаса топлива. В данном случае самолёт не смог сесть в Грозном из-за тумана, затем в Махачкале, после чего командир принял решение направиться в Актау, что является стандартной практикой.

Отвечая на вопрос о нестабильном полёте перед крушением, Мухтыбаев пояснил, что пилоты, вероятно, пытались выровнять самолёт и довернуть его к полосе, но сделали это с большим креном, что могло привести к столкновению.

Что касается полёта над Каспийским морем, эксперт подчеркнул, что посадка на воду — один из самых сложных манёвров, при котором самолёт может разрушиться. Случай с посадкой на Гудзон в 2009 году — исключение, возможное только благодаря мастерству пилота.

«Пилоты не камикадзе — они в первую очередь будут спасать себя и пассажиров. Наверное, по расшифровке будет более понятно. Но, по-моему, они сделали всё возможное, чтобы как можно безопаснее посадить самолёт. Но получилось по-другому», рассказал он.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости