Сколько стоит банковское здоровье: сможет ли государство вернуть сотни миллиардов тенге

cover Фото pixabay

Orda.kz разбиралась, сколько Правительство Казахстана вложило государственных денег в "оздоровление" банковской системы и почему это было сделано себе в убыток.

В прошлом президент Токаев неоднократно заявлял, что помощь банкам должна осуществляться на рыночных условиях. Это произошло уже после того, как государство влило в спасение Цеснабанка почти 1,5 трлн тенге.

Видимо, в Правительстве, Нацбанке и Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) забыли про прямое поручение Токаева или просто не придали ему должного значения. Так, при покупке АТФБанка была оказана поддержка за счёт государства.

Мы уже подробно писали о годовом отчёте Jusan Bank за 2020 год, который появился в публичном поле через год после подготовки аудиторами. В рамках сделки по покупке АТФБанка было использовано три ключевых схемы:

  • Увеличен срок обращения облигаций Jusan Bank на 488 млрд тенге и ставкой 0,1% годовых на 11 лет, до 2045 года.
  • АТФБанк участвовал в Программе повышения финансовой устойчивости и продал дочке Нацбанка облигации на 150 млрд тенге по ставке 4%. Ставка по этим облигациям была снижена до 0,1%, а срок увеличен до 2040 года.
  • Jusan продал "Самрук-Казына" облигации на 100 млрд тенге со ставкой ниже рыночной, 9% годовых.

Всю эту операцию в АРРФР в ответ на запрос Orda.kz в пресс-службе регулятора назвали «безденежной» помощью. Но это не совсем так, ведь сделка по покупке АТФБанка позволила заработать Jusan Bank 170 млрд тенге и выплатить акционерам по итогам 2020 года 115 млрд тенге прибыли.

Ветерок перемен

В конце апреля стало известно, что Совет директоров Jusan Bank покинул Ербол Орынбаев и близкие к нему Даулет Кабылбаев и Жаркинбек Азбеков. Фигуру Орынбаева многие связывают с бывшим главой КНБ Каримом Масимовым. Их пути пересеклись в начале нулевых в правительстве. В 2007 году конструкция их взаимоотношений окончательно оформилась, когда Масимов впервые был назначен премьер-министром страны, а Орынбаев возглавил канцелярию премьер-министра, а затем стал и вовсе заместителем премьер-министра.

По информации источников, не успевшие покинуть пределы Казахстана, бывшие топ-менеджеры банка регулярно ходят на допросы в КНБ, то ли по делу о январских событиях, то ли из-за сделки по покупке АТФБанка.

Важно отметить, что конечным бенефициаром сделок от спасения Цеснабанка и выкупа АТФБанка являются не Назарбаев Университет и НИШ, а именно Назарбаев Фонд. Сколько из полученных дивидендов реинвестировано в систему образования – неизвестно. Известно, что новые активы группы – это Азиатско-Тихоокеанский банк (АТБ) в РФ, крупный пакет акций Kcell, контрольный пакет "КазТрансКом", миноритарные доли в "Казахтелекоме".

Фонд помощи банкам

Правительству Казахстана принадлежит Фонд проблемных кредитов (ФПК), которым управляет Министерство финансов. Эта организация была создана в 2012 году для оздоровления банков путём выкупа у них проблемных кредитов. По факту ФПК выкупает даже не права требования по кредиту, а уже имеющиеся по ним на балансе залоги. Их стоимость не покрывает стоимость кредитов – в лучшем случае, только на 20-30%. ФПК было бы правильней назвать просто «Фонд помощи банкам», потому как он не просто покупает кредиты за полную стоимость, а ещё и избавляет банки от необходимости управлять залогами: достраивать, ремонтировать, сдавать, продавать и т.д. Так ещё и работает всё это за бюджетные деньги.

Редакция Orda.kz направила запрос в Министерство финансов РК чтобы узнать, покупал ли ФПК кредиты АТФБанка. Пресс-служба ведомства ответила, что Министерство финансов обязано не разглашать сведения о фонде или его деятельности, составляющие служебную, коммерческую или иную охраняемую законодательством тайну.

Однако, в Минфине, видимо, не очень хорошо знают законодательство об акционерных обществах и правила деятельности Казахстанской фондовой биржи (KASE). Так как ФПК для оказания помощи банкам привлекает деньги на бирже путём выпуска облигаций, то информация о таких действиях просто обязана публиковаться, как имеющая статус чрезвычайно значимой.

Такое сообщение было опубликовано на бирже 19 октября 2020 года, процитировано в СМИ, а затем отозвано пресс-службой ФПК. Но интернет имеет свойство всё помнить. Кроме того, ФПК опубликовал годовой отчёт, где было указано, что в 2020 году фондом были выпущены облигации на 174 млрд тенге под 9% годовых для покупки портфеля проблемных кредитов неназванного банка.

Очевидно, что ФПК выпустил облигации, а затем выкупил проблемные кредиты у АТФБанка на 174 млрд тенге. При этом оценочная стоимость данного портфеля составила лишь 35 млрд тенге. Таким образом государство получило чистый убыток в размере почти 140 млрд тенге от данной операции. Получается, что на покупку государством очищенного от плохих и безнадёжных кредитов АТФБанка была оказана помощь.

Общие убытки государства на оздоровление и покупку АТФБанка составили не менее 250 млрд тенге.

Ни один государственный орган до сих пор официально не признал и не объявлял о том, что АТФБанк нуждался в помощи. А если она была не нужна, то почему государство потратило на его выкуп 250 млрд тенге? Почему информация об этом скрывается?

Ковенант от КФУ

У Нацбанка РК тоже есть свой фонд – Казахстанский фонд устойчивости (КФУ), который, как не трудно догадаться, тоже помогает банкам… быть устойчивыми. Устойчивость для банков достигается обычно покупкой банковских облигаций по ставкам гораздо ниже рыночной. Обычно на полученные деньги банки покупают инструменты уже с рыночной доходностью – 9-14%, а на разницу живут или выплачивают дивиденды акционерам.

КФУ был создан в 2017 году специально для Программы повышения устойчивости банковского сектора. В рамках этой программы, КФУ выкупил облигации у пяти банков на сумму чуть более 700 млрд тенге со ставкой 4% годовых, сред них были: АТФБанк, Цеснабанк, Евразийский банк, Банк ЦентКредит и RBK Bank.

К АТФБанку от КФУ попало 150 млрд тенге, а к Цеснабанку – 100 млрд тенге. При этом Нацбанк выставил определённые требования банкам или так называемый «ковенант». Полученные деньги банками вкладывались исключительно в ноты самого Нацбанка под 8,72%. Кроме того, банкам запрещалось в течение пяти лет выплачивать дивиденды своим акционерам. В свою очередь, акционеры были обязаны докапитализировать банки. В случае нарушения условий срабатывал ковенант, и Нацбанк мог принудительно конвертировать облигации в акции банков и стать соответственно их крупным акционером.

По сути, банки не получали живые деньги, но улучшали свои финансовые показатели на бумаге, а высвободившиеся ресурсы могли направить на кредитование. Государство несло определённые затраты, а акционеры банков были связаны довольно жёсткими условиями. Выглядит справедливо.

После покупки АТФБанка ставка вознаграждения по облигациям на 150 млрд тенге была уменьшена – с 4% до 0,1%, а срок их обращения продлён ещё на восемь лет – до 2040 года.

На попытку редакции Orda.kz выяснить основания для изменения условий выпуска облигаций – уменьшения ставки и увеличения срока, а также о сохранении ковенанта, Нацбанк за подписью зампреда Виталия Тутушкина ответил, что запрашиваемая информация имеет ограниченный доступ, и в предоставлении ответа отказал. Однако ковенант, судя по документам, опубликованным на KASE, сохранился. К сожалению, все редакции правок в проспекте выпуска по какой-то причине на сайте не доступны.

Возникают два главных вопроса:

  1. Нарушил ли Jusan Bank условия участия в Программе финансовой устойчивости, как правопреемник АТФБанка, выплатив дивиденды акционерам за 2020 год?
  2. Воспользуется ли Нацбанк правом конвертировать облигации Jusan Bank в акции?

Самрук-Казына очнулся

В середине апреля мы писали о том, что Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» внезапно решил пересмотреть условия выпуска облигаций Jusan Bank на 100 млрд тенге. Купон 9%, спустя два года после покупки, там посчитали нерыночным. Только на покупке данного выпуска "Самрук-Казына" потерял 16,5 млрд тенге. Тогда профессиональное сообщество обошло вниманием данную новость, пока об этом на пресс-конференции через две недели не объявил председатель правления "Самрук-Казына" Алмасадам Саткалиев.

Хотя мы и опубликовали новость, но не был раскрыт самый важный момент. Нужно было понять, нет ли конфликта интересов в действиях ФНБ «Самрук-Казына». На момент покупки облигаций, фонд возглавлял Ахметжан Есимов – тесть Галимжана Есенова, в прошлом контролирующего акционера АТФБанка. Однако, как прокомментировала пресс-служба фонда, облигации Jusan Bank на 100 млрд тенге были выкуплены по решению единственного акционера, то есть правительства РК.

Есть решение правительства РК, в рамках которого государство потеряло 250 млрд тенге на оздоровлении АТФБанка. Но мы о нём ничего не знаем, его существование засекретили и в Нацбанке, и в Минфине.

Напоследок

Зачем Минфин, Нацбанк и АРФФР пытаются скрыть от СМИ публичную информацию? Когда уже будут наказывать должностных лиц и организации, которые игнорируют закон и правила KASE? Это вопросы, на которые мы надеемся получить ответы в «Новом Казахстане».

В конце концов, государство может вернуть всё то, что оно вложило в поддержку банков, по закону, через действия регулятора и суды. Или «по-старому», путём добровольной передачи незаконно приобретённых активов. Правила, наконец, должны начать работать для всех одинаково – и для честных предпринимателей, и для не совсем – все будут отвечать перед законом в меру ответственности и совершённых действий. Иначе всё останется, как и прежде: с охлократией и непотизмом.

Автор: Святослав Семёнов


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости