Скандал с российским брендом в Кыргызстане: правда ли, что национальные узоры украли?

cover Фото: yakabrand.official

В социальных сетях разгорелся скандал вокруг российского бренда YAKA, который продаёт одежду с традиционными кыргызскими узорами. Всё бы ничего, однако создательница заявляет об исключительности авторских прав, а кыргызстанцы обвиняют её в воровстве. Подробнее в материале Orda.kz.

Появился на российском рынке бренд в 2023 году, основала его Анна Обыденова. Компания производит одежду, аксессуары и ковры, используя стилизованные кыргызские орнаменты. Согласно информации на их сайте, продукция отражает богатую культуру Кыргызстана и сочетает её с современными трендами.

«Бренд YAKA создан в честь 100-летия образования Кыргызской республики. YAKA сохраняет культурное наследие через симбиоз традиционных орнаментов Центральной Азии, микшируя их с современными тенденциями»,говорится там. 

Наша редакция долгое время не могла понять, какое событие для создателей бренда стало отсчётным. Если с момента появления независимой Кыргызской Республики, то прошло 34 года. Полагаем, что приурочить создание бренда планировалось к образованию Киргизской автономной области (25 мая 1925 года). По крайней мере, эта дата наиболее приближена к заявленному юбилею. Но есть ещё одна дата — 1 февраля 1926 года: тогда Киргизская автономная область была преобразована в Киргизскую АССР. В любом случае, уже на этом этапе становится понятно, что автор бренда в подробности истории страны не вдавался.

Бренд долгое время оставался незамеченным — целых полтора года. Но в феврале 2025-го на него обратила внимание кыргызстанка Уулжан Бектурова. В своем блоге она обвинила бренд в культурном воровстве:

«Это чистый абсурд! Колонизатор берёт кыргызские узоры, продаёт их тем же колонизаторам и называет это самовыражением? Самовыражением кого? Тех, кто исторически подавлял и стирал нашу культуру? Как удобно: украсть наследие, отделить его от истории, продать как „этно-шик“ и убедить покупателя, что это про индивидуальность. Хотя на деле это про привычку присваивать чужое и делать вид, что оно всегда было их».

Под словами «украсть чужое» девушка имеет в виду не только использование традиционных элементов, но и идентичные товары, которые YAKA мог скопировать. Ниже приводим фото двух брендов: первый — кыргызстанский, второй — российский YAKA.

Коллаж Orda.kz
Коллаж Orda.kz

О копировании своих изделий кыргызстанские дизайнеры и бренды заявляли неоднократно.

Вызывает вопросы к бренду YAKA и раздел авторских прав:

«Любые проявления копирования, введение в заблуждение покупателей путём имитирования общей стилистической особенности продукта и товарного знака, в частности до степени смешения, являются поводом для обращения в судебные инстанции с целью возбуждения административного делопроизводства с требованием изъять и уничтожить продукцию, признанную контрафактной по решению суда, а также произвести материальные компенсации вследствие нарушений первичных прав интеллектуальной собственности и упущенной финансовой выгоды в пользу компании», говорится там. 

Что думают кыргызстанцы?

Наша редакция связалась с кыргызстанским брендом Qoorchaq, там нам сообщили о той же проблеме: «скопирована концепция и дизайны многих изделий:

«То есть когда кыргызские мастера создают одежду с национальными узорами — это просто традиция, просто достояние; а когда вы делаете то же самое, это уже „уникальный дизайн, охраняемый авторским правом“. Интересный подход»,возмущаются в Сети пользователи.
Коллаж Orda.kz
Коллаж Orda.kz

Многие недоумевают, как традиционные чапаны можно назвать кимоно, а балдемчи — юбкой. Они считают это не просто ошибкой, а искажением культуры. 

Ответ бренда

Представители YAKA удивляются реакции людей и считают обвинения необоснованными. 

«Мы убеждены, что в данном случае речь об апроприации не идёт. Есть другие хорошие слова: аутентичность, идентичность, бережное обращение к культурному наследию, популяризация кыргызских традиций за пределами страны. Риторический вопрос — почему жители Кыргызстана так болезненно реагируют, когда российский бренд производит современную одежду на их территории, используя кыргызские традиции?» говорится в посте.

Действительно ли отношение бережное? Как рассказывает блогер, продвигающий кыргызское наследие и культуру Эрик Абдыкалыков, важно обратить внимание на то, какие элементы и для чего предназначены.

«Каждый элемент имеет своё определенное сакральное значение. Есть узоры, которые наносятся на верхнюю одежду, на нижнюю, есть мужские и женские, для обуви, для головных уборов. Именно в этом смысл и миссия сохранения и продвижения культурного наследия», говорит он.

Основательница бренда с обвинениями не согласна. В ответ на возмущения кыргызстанцев она отправляет их учить русский язык.

«А знаете, уважаемые, обращусь к вам на языке, который вы позаимствовали у моей нации и используете, чтобы писать мне непристойности в личку. Идите и выучите русский получше. Глаза болят вас читать. Целую», говорит Анна Обыденова.

Позже бренд сделал ещё одно заявление в своем инстаграме, в котором признал, что национальные символы принадлежат народу, а на исключительное право использования кыргызских орнаментов они не претендуют. 

«Узоры, созданные веками, не могут быть запатентованы — это прямо предусмотрено законодательством. Согласно ст. 1352 ГК РФ, получить патент на кыргызские орнаменты в принципе невозможно»,сказано в посте.

Тем не менее, вопрос с авторскими правами, указанными на сайте YAKA, остаётся открытым.

Читайте также:

Лента новостей

все новости