Скамейка запасных пенсионеров? Политологи о необходимости Сената

cover Коллаж Orda.kz

14 января тихо и незаметно прошли выборы в Сенат. Orda.kz обсудила с политологами роль верхней палаты и недостатки прошедшей электоральной кампании

Orda.kz поговорила с казахстанскими политологами Маратом Шибутовым и Буриханом Нурмухамедовым и задала им ряд вопросов касательно функций Сената, особенностей выборов депутатов и грядущей избирательной кампании в Мажилис и маслихаты.

Orda.kz: Сенаторов выбирали депутаты маслихатов. Вскоре ожидается роспуск Мажилиса и маслихатов. Новых депутатов избирать будут граждане. Эти выборы, как заявляет президент, призваны произвести «последовательную перезагрузку всех основных институтов власти».
Выборы проходят по графику, но есть ли дополнительные причины, с которыми связан такой порядок выборов?

Марат Шибутов, политолог, член общественного совета Алматы:

Марат Шибутов. Фото almatykenes.kz

«На этих выборах заменились сенаторы, избранные в 2017 году. Потом по графику в 2026 году будут заменяться сенаторы, избранные в 2020 году. Это делается для того, чтобы одновременное количество новичков было не слишком большим и Сенат не терял преемственность и наработки. Должны быть старшие коллеги, которые посвятят в различные тонкости работы.

А вот правила формирования маслихатов и Мажилиса поменялись и без переходных положений, поэтому, когда были приняты поправки в конституционные законы, возникла потребность сформировать их заново. Это уже внеочередные выборы – потому что очередные должны были пройти в 2026 году».

Бурихан Нурмухамедов, политолог, член партии «Ақжол»:

Бурихан Нурмухамедов. Фото online.zakon.kz


«Такой порядок выборов связан, скорее всего, с необходимостью преемственности, с желанием провести политическую перезагрузку не слишком резко, без потрясений».

Orda.kz: Часто можно услышать, что унитарному государству двухпалатный парламент ни к чему. Так ли это?

Марат Шибутов:

«Наш парламент, как и в целом Конституция 1995 года, частично скопирован с опыта Франции, Сенат – практически полностью.

Система сдержек и противовесов должна работать: внутри исполнительной власти она всегда есть. Например, есть Миннацэкономики и есть Минфин, есть Военная прокуратура и есть КНБ, есть МВД и есть Антикоррупционная служба. Только если у тебя есть два источника мнений, ты сможешь принять взвешенное решение. Без этого – есть большая вероятность ошибки.

В Кыргызстане первоначально был двухпалатный парламент, потом однопалатный. Они сделали то, что некоторые предлагают. Но в итоге Верховный Совет так всем надоел, что они в 2021 году его полномочия урезали в пользу президентских. Так что я против такой реформы. Упрощение структуры на пользу ей не идёт».

Бурихан Нурмухамедов:

«В Казахстане, я думаю, уже сложилась традиция двухпалатного парламента, которую необходимо не только сохранять, но и, по возможности, более эффективно развивать. При этом нынешняя модель парламентаризма в силу объективных факторов и субъективных причин пока ещё не совсем устойчива. Она ещё не прошла достаточную "обкатку" в условиях открытой и честной конкуренции. Поэтому должно пройти несколько полноценных электоральных циклов, после чего можно будет вернуться к этому вопросу».

Orda.kz: Каковы функции Сената?

Бурихан Нурмухамедов:

«Верхняя палата может служить "стабилизатором" модели политической системы, к чему и стоит стремиться. А может стать серьёзным "тормозом" в политическом развитии страны. Важно, чтобы Сенат не превращался в некую "Палату лордов" или "скамейку запасных пенсионеров", просиживающих своё время бесцельно.

Этому должны поспособствовать конституционные поправки, благодаря которым квота президента, практически, уменьшилась в три раза. Ранее президент назначал 15 сенаторов, теперь будет только десять, из которых пять по предложению Ассамблеи народа Казахстана.

Одной из главных функций верхней палаты, на мой взгляд, является согласие на назначение президентом ключевых фигур в системе государственной власти. Сенаторы должны иметь механизмы парламентского контроля за деятельностью этих госорганов, в том числе оперативного. Это и использование парламентского часа, и сенатские слушания, и, если надо, участие в парламентских расследованиях. Примером может служить опыт американского Сената.

Другая важная функция Сената – развитие органов местной представительной власти и местного самоуправления. Поскольку сенаторов выбирают депутаты маслихатов, верхняя палата могла бы обратить внимание на их деятельность – помочь методически, решать вопросы их реформирования и развития, поднимать на уровне парламента вопросы законодательного обеспечения их деятельности и т. д.».

Orda.kz: Получается ли у Сената способствовать работе органов местной власти?

Марат Шибутов:

«С 2019 года Сенат стал более открытым информационно, более активным. Например, недавно к нам в Общественный совет приезжали сенаторы, которые избраны от Алматы или жили тут, просили рассказать о проблемах города, общались с депутатами маслихата.

Однако, чтобы влиять на исполнительную власть, сенаторы должны быть очень весовыми и настойчивыми, а эти качества встречаются не так часто, да ещё и в таком сочетании».

Orda.kz: Какие есть проблемы в выборах в Сенат?

Бурихан Нурмухамедов:

«Во-первых, проблема в том, что электоральная кампания слишком быстротечная. На мой взгляд, её следовало бы удлинить до трёх-четырёх месяцев, чтобы кандидат мог заранее заявить о своих намерениях, провести полноценные две-три встречи в районах с избирателями и местными депутатами, используя местные СМИ, провести полноценную агитационную кампанию. При этом исполнительная ветвь власти (акиматы) должна быть ограничена в попытках вмешаться в этот процесс.

К сожалению, сейчас попытки регулирования наблюдаются. К честным прозрачным выборам не готовы и депутаты маслихатов. Многие из них – носители прежних взглядов, прежней идеологии, и Новый Казахстан каждый видит несколько по-своему.

Другая проблема – слабая "партизация" процесса выборов. На 20 мест в Сенате подали заявки 130 кандидатов, из которых регистрацию прошли только 66. Из этих 66 кандидатов только семь (10,6%) были выдвинуты маслихатами, остальные были самовыдвиженцы.

Нужно предоставить право политическим партиям напрямую выдвигать своих кандидатов. При этом необходимо сделать так, чтобы на один мандат одна партия могла выдвинуть только одного кандидата. Для этого предварительно должен пройти внутрипартийный праймериз. Мы должны пройти этап создания партий как полноценных институтов. Это важнее, чем возможность самовыдвижения, поскольку даже если самовыдвиженец попадёт в Парламент, что он сможет сделать в одиночку, без партийной помощи? Партийный интерес очень важен. Именно внутри партий люди обучаются соблюдать демократические процедуры, противостоять внутрипартийной коррупции, уметь кооперироваться ради общих целей.

Нам нужны сильные партии, выражающие интересы разных социальных групп. И должно быть равновесие: органы власти не должны быть заняты представителями одной партии. Как известно, с 2022 года президент, акимы и их заместители не могут занимать должности в филиалах партий, следовательно, ожидается, что исполнительные органы власти не будут пытаться влиять на законодательные на основе особых партийных предпочтений. Попытки одной партии занять доминирующие позиции в Парламенте не приведут к развитию.

Как пример: на выборах в Парламент в Кыргызстане из множества партий проходит в среднем пять. Но они равномерно представлены: в Парламенте нет большинства одной партии.

У нас, к сожалению, был плохой опыт – одна доминирующая партия, сросшаяся с властью и олигархией. Но тем не менее нужно идти по пути институционального развития. Этап формирования сильных партий неизбежно будет напряжённым, турбулентным, но необходимым для успешного функционирования государства в дальнейшем».

Orda.kz: Выборы – косвенные, интерес народа к ним – минимальный. Повысила бы заинтересованность людей в работе Сената замена косвенных выборов прямыми, и есть ли в этом смысл?

Марат Шибутов:

«Я не думаю, что в эти выборы нужно увеличивать вовлеченность. После перехода к смешанной системе формирования Мажилиса смысла в избрании сенаторов напрямую населением регионов не стало. Так что пусть сохраняется такое разделение: Мажилис – представители народа и политических партий; Сенат – представители региональной элиты, резерв президента и представители отдельных этносов».

Автор: Алёна Сидорова

Лента новостей

все новости