Приватизация: как власть «гоняет» туда-сюда свои активы

cover yaplakal.com

Забирайте-отдавайте. Нет, все-таки забирайте! Кто в результате хозяин нашего, казалось бы, народного добра? Дворцы, спортивные комплексы, аэропорты, энергетика, детские сады и школы – это чье? Еще недавно это все было народное, ведь построено на наши деньги, то есть налоги. ORDA.kz разбиралась в истории вопроса и выясняла, чем может закончиться бесконечная чехарда с приватизацией и национализацией.

В очередной раз до 2025 года в РК запланировано приватизировать, то есть продать 736 муниципальных объектов. Из них 40% уйдут в частные руки уже в 2021. Экономист Айдархан Кусаинов утверждает, в стране происходит приватизация ради приватизации. Или такова идеологическая схема властей.

Самый яркий пример – попытка акима Алматы отдать в конкурентную среду или приватизировать сразу несколько организаций коммунальной собственности. Среди них три детские музыкальные школы, автопарк, алматинские тепловые сети и другое народное богатство.

Неожиданно на это решение местных властей отреагировали родители учащихся музыкальных школ - хоровой музыкальной школы, школы имени С. Прокофьева и школы №11, которые были под началом управления образования.

yandex.kz/mapsхоровая

Скандал разгорелся нешуточный и очень быстро вышел из рамок соцсетей. Родители готовы были идти до конца и написали письмо президенту Токаеву. Воюющих за справедливость алматинцев поддержал депутат от Народной партии Казахстана Ерлан Смайлов. Он потребовал остановить продажу музыкальных школ и исключить их из списка приватизации.

письмо подписали 167 человек

Потом подключилась министр культуры и спорта Актоты Раимкулова. Из ее официального письма Сагинтаев узнал, что, оказывается, министерство принимает «все меры для недопущения приватизации образовательных учреждений в сфере культуры и искусства в Алматы».

Через несколько дней общественность и министерство праздновали победу: в акимате сообщили, что отправили запрос на пересмотр плана по передаче музыкальных школ и попросили убрать их из списка приватизируемых объектов.

Власти объяснили, что отказались от первоначального решения из-за «социальной напряженности среди общественности».

Родители больше всего боялись повышения оплаты за обучение в музыкальной школе. И, наверное, опасения были не напрасными. Вспомним историю с алматинским Дворцом Республики. Отдали в частные руки, потом забрали, за казенные деньги сделали капитальный ремонт... и снова отдали. Сегодня подступиться к дворцу зрителям и артистам не просто. Стоимость билетов и аренды сцены зашкаливает. Наверное, правы были те, кто воевал за музыкальные школы.

almaty.zagranitsa.com

Впрочем, власти не первый раз отказываются от первоначальной затеи. В истории приватизации страны подобных случаев немало.

Известный сценарий

Еще в девяностых при первом городском акиме Заманбеке Нуркадилове, когда все рушилось и закрывалось, в частные руки власть готова была отдать все. И отдала. Но уже через несколько лет Нуркадилов написал Президенту Назарбаеву о многочисленных фактах незаконной приватизации госимущества.

Как объясняет Айдархан Кусаинов, нужно понимать, какое было время. Вопрос тогда стоял не в цене, а в повышении эффективности.

– Затем, в начале нулевых, государство стало выкупать обратно эти объекты. Это нормально. Однако все продажи и покупки в девяностых не нужно равнять под одну гребенку. Там тоже были коррупционные схемы, это понятно. А вот истории последних фактов приватизации показывают более явные случаи.

Аким Алматы Виктор Храпунов оставил свой мрачный след на казахстанской приватизации. Эпизодов достаточно. Например, приход бельгийской компании «Трактебель», которая работала при как раз в эти времена. Бельгийцы получили в управление алматинскую тепловую электростанцию.

energybase.ru

Закордонные энергетики обещали отремонтировать и модернизировать, но повысили цены, взяли то, что могли, и покинули рынок.

Есть еще история про детский сад № 186, который располагался по адресу: ул. Фурманова, 242 «а». В апреле 2001 года решением Храпунова его приватизировали – за 52 млн тенге его купила Лейла Храпунова, а потом продала за 288 млн тенге.

Когда на пост акима пришел Ахметжан Есимов, несколько объектов, которые почти пришли в негодность, власть решила вернуть в муниципальную собственность и нашла огромные суммы, чтобы выкупить их у нерадивых хозяев.

Экономист Кусаинов отмечает, что государство преследует несколько целей.

– Первая: срочная продажа для компенсации нехватки средств в бюджете. Вторая: важен не бюджетный доход, а то, что частный собственник наведет порядок. Порой в такой ситуации отдают предприятие бесплатно.

Главная цель приватизации 2021-2025 – это выход государства из конкурентной среды.

Власть понимает, продолжает Кусаинов, что государству в конкурентной среде делать нечего.

– Так как компаний много и там все будет хорошо без него. Однако есть тонкий момент – получается в итоге достаточно косо. Проблема в Казахстане – это не сформированная цель приватизации. Так нельзя, ведь от четких намерений выстраивается политика инвестора.

parlam.kz

А президент Казахстана уверен, что передача в конкурентную среду активов на пять трлн тенге позволит сократить присутствие государства в экономике до 14%. Токаев также напомнил об опыте предыдущих подобных кампаний.

– Здесь необходима жесткая позиция правительства. Нельзя допустить, чтобы приватизация приводила к возникновению частных монополий и, как следствие, к общественному недовольству. Требуется обеспечить транспарентность и справедливость процесса приватизации, – сказал Токаев на заседании Высшего совета по реформам.

На этот раз под приватизационный удар попали Алматинские тепловые сети, муниципальный автопарк "Алматыэлектротранс", предприятие по уборке мусора и снега "Алматы тазалык", отвечающие за освещение в городе – "Алматы кала жарык" и другие.

Кусаинов уверен, что, продавая Алматинские тепловые сети, государство не преследует цель выйти из конкуренции.

businessmir.kz

   – Тогда возникает резонный вопрос, нужны деньги или появилось желание найти квалифицированного управленца? Если второе, то правильным будет отмести потенциально проблемных предпринимателей, – говорит он.

Однако полный список как раз свидетельствует о том, что конкретной цели приватизации и не видно, отмечает Кусаинов.

    – Если цель – создать конкурентную среду, то это значит, что предприятие может уйти «дураку с деньгами», который может сломать всё и бросить. А потом придется выкупать обратно. В итоге у нас появилась идея – «приватизация ради приватизации».  Как многие говорят, это началось из-за того, что у нас большое вовлечение государства.

Фото: пресс-служба акимата Алматы

(Не)рабочая схема

Причину таких трудностей эксперт объясняет неправильной экономической политикой. По его словам, «такая большая доля участия государства не потому, что оно этого хочет. Просто частный бизнес не может нормально развиваться. Как раз для этого необходимые экономические условия и не созданы».

  – Например, стало нормой субсидирование бизнеса. Это означает, что у бизнеса нет нормального развития, и правительство это понимает. С другой стороны, Казахстану нужен рост экономики и развитие. Сферу субсидируют, а бизнес туда не идет, поэтому государство считает, что легче будет создать свою организацию. Оно будет принадлежать управлениям в акимате и субсидировать его будет легче. Так и начинается открытие госпредприятий.

После того, как предприятие создано, многие начинают возмущаться, «почему у государства так много бизнеса, нужно убрать». Традиционно начинается новая волна приватизации, но без четкой цели получается, что всё делается ради самого факта приватизации.

– Через время мы можем увидеть, что условные тепловые сети выкупил неквалифицированный инвестор, начались аварии. Это станет поводом для разбирательств прокуратуры и судов, а лет через пять предприятие будет снова в госсобственности, – убежден экономист.

Корень проблемы в неправильных экономических условиях ведения бизнеса. Бизнес в таком ключе нормально работать не может.

История контроля в приватизации также бессмысленна, ведь у нас мало кто задумывается о причинно-следственной связи, – добавил он.

Как в истории с музыкальными школами. В список приватизации их внесли, а оказалось, это совершенно неактуально. Такой вывод напрашивается после того, как власть города очень быстро отказалась от идеи передачи школ в конкурентную среду. Всё это большой коррупционный риск, – отмечает Айдархан Кусаинов.

Это лишь верхушка айсберга под названием «приватизация» в рамках одного города. А сколько совершено теневых сделок за 30 лет казахстанской независимости, остается загадкой. Но за сухими цифрами отчетов пополнения бюджета стоит невосполнимая утрата культурного наследия, знаменитых архитектурных сооружений, флагманов промышленности и т.д.

Лента новостей

все новости