Семилетняя девочка упала в открытый колодец: суд вынес решение по делу Малики
Фото предоставила Инга Иманбай
В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматинской области вынесли приговор по делу Малики — семилетней девочки, на всю жизнь прикованной к постели после падения в восьмиметровый открытый колодец. Суд признал виновным прораба неогороженной стройки, на территории которой был также ничем не ограждённый колодец, в который провалилась малышка. Репортаж из зала суда подготовила журналистка Orda.kz.
Собрали череп по частям
Трагедия произошла в селе Абай Карасайского района в ноябре 2022 года. Малика гуляла возле дома. Рядом строилось общежитие. Территория стройки и колодец без люка не были изолированы. Яму строители накрывали профнастилом и досками. Взрослые научились обходить её стороной. Дети нет.
После падения Малика попала в больницу с крайне тяжёлыми травмами, можно сказать, ей по частям собрали череп. Вот лишь часть диагностированных повреждений:
- открытая черепно-мозговая травма;
- ушиб головного мозга тяжёлой степени;
- массивное субарахноидальное кровоизлияние;
- диффузный отёк мозга;
- перелом лобной, теменной, височной костей справа;
- линейный перелом теменной и височной кости слева с расхождением сагитального шва с переходом на основание черепа через среднюю черепную ямку;
- перелом первого и второго ребра со смещением;
- компрессионные переломы позвонков.




Ребёнок выжил. На деньги, собранные меценатами, Малику прооперировали в Узбекистане и в Турции. Благодаря этому лечению она может самостоятельно дышать и получать энтеральное жидкое питание. Сейчас врачи называют состояние девочки хроническое вегетативным. Недавно ей присвоили инвалидность I группы, которая характеризуется самой высокой степенью ограничения жизнедеятельности.
«Благотворительность» от прокуратуры
Следствие по делу длилось почти два года. На адвокатов у родителей девочки денег не было. Как рассказала правозащитница Инга Иманбай, представляющая интересы семьи Малики безвозмездно, следователи даже не информировали близких малышки, по какой статье было возбуждено уголовное дело. Спустя полтора года после происшествия все следственные действия умещались на двух страницах. Не было проведено ни одной экспертизы.
Когда к делу подключилась правозащитница и вывела его в публичное поле, следствие начало двигаться. При этом, как рассказала мама Малики Урзия Курбаниязова, работники прокуратуры Карасайского района обратились к ней с просьбой отказаться от услуг юристки. Свои призывы они «подкрепляли» всяческой материальной помощью — то деньгами, то продуктами, то строительными материалами. В общей сложности семья пострадавшей девочки получила от прокуратуры «благотворительной» помощи на сумму два с половиной миллиона тенге.
Тем временем Инга Иманбай смогла добиться переквалификации обвинительной статьи со 114 («Неосторожное причинение вреда здоровью»), наказуемой штрафом, на 277 («Нарушение правил безопасности ведения горных или строительных работ»). Но правозащитнице не удалось убедить следователей признать подозреваемой хозяйку стройки Анар Тыныбекову. Она прошла по делу в статусе свидетеля. Всю ответственность за трагический случай понёс прораб стройки — Жанибек Кусаинов, который, как выяснилось, и работал-то без договора.
«Вину не признаю»
На допросе во время следствия мужчина полностью признал свою вину. Но оказавшись на скамье подсудимых, он поменял свою позицию. Кусаинов заявил, что на него надавили следователи. Они якобы сказали: если он возьмёт вину на себя, его отпустят под домашний арест.
В ходе процесса обвиняемый утверждал, что он и хозяйка общежития несколько раз покупали крышки на колодец, которые потом кто-то воровал. Но все свидетели на суде говорили, что яма месяцами была прикрыта профлистом.
На прениях Кусаинов и вовсе попытался перейти из обороны в нападение. Он начал обвинять отца девочки, что он не доглядел за ребёнком.
«Я не признаю вину. Почему не смотрели за ребёнком? Ребёнок был с отцом, он не смотрел за дочерью. Почему я должен отвечать за то, что она упала в колодец!» кричал обвиняемый.
Мама девочки несколько раз во время процесса теряла самообладание. На последнем слове подсудимого она напала на него с криками и кулаками. Малика, укутанная в одеяло, пролежавшая всё заседание в зале суда на столе, красноречивее любых слов говорила об отчаянном положении семьи.
Инга Иманбай обратилась к судье с ходатайством, в котором попросила суд вынести частное постановление в отношении хозяев стройки: дать правовую оценку их действиям (или бездействию).
«Считаю, следствие намеренно допустило, чтобы Кусаинов всё взял на себя и отвёл от ответственности хозяев. И мы имеем право просить суд вынести частное постановление и дать правовую оценку их действиям. У них с Кусаиновым ни рабочего договора, никакого другого документа, подтверждающего их взаимоотношения заказчик-подрядчик, не было. Они изначально не собирались соблюдать какой-то закон и требования безопасности. О налогах вообще речи нет. В итоге общежитие достроено, Тыныбекова сдаёт в нём комнаты по 100 тысяч тенге в месяц. Тот же Кусаинов жил в этом общежитии. Что говорит о том, что он зависим от тех, кто действительно должен нести ответственность по этому делу», сказала правозащитница.
Приговор
Родители Малики выдвинули подсудимому гражданский иск в размере 50 млн тенге: 40 млн материального ущерба (оплата лечения) и 10 млн за моральный вред.
Прокурор запросил год лишения свободы и частичное удовлетворение гражданского иска.
Суд признал Жанибека Кусаинова виновным по ч. 1 ст. 277 — «Нарушение правил безопасности ведения горных или строительных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека» и назначил тюремное заключение сроком на один год. Подсудимого взяли под стражу в зале суда.
По гражданскому иску суд постановил выплатить потерпевшим в течение двух месяцев шесть миллионов тенге морального вреда. Финансовый ущерб родственники Малики будут обжаловать в гражданском суде.
Читайте также:
Лента новостей
- Фуры из Казахстана в Россию пропускают выборочно, утверждают предприниматели
- Анжелина Джоли снова приехала в Украину?
- Один из самых мощных тайфунов этого года обрушился на Филиппины
- Домбра, шанырак и тюльпан стали общенациональными символами Казахстана
- Чтобы все шли в одном направлении: заработает ли новая концепция внутренней политики Казахстана?
- Машины провалились под землю вместе с новым асфальтом в Шымкенте
- Kaspi Alaqan не прошла проверку безопасности и может быть запрещена
- 1984 по-российски: Shaman и Мизулина поженились в Донецке в камуфляже
- Суд признал погибших пилотов виновными в крушении самолёта Bek Air
- Главные кинопремьеры ноября: погоня за миллиардом тенге, новый «Зверополис» и возрождение «Хищника»
- Ипотека не для всех: власти решают, кто сможет брать жильё в кредит
- Десятки казахстанцев обвинили Kaspi в мошенничестве
- Казахстанцам не светит новая кредитная амнистия
- Снег парализовал аэропорт Алматы: задерживаются десятки рейсов
- Уголь и металлургия РФ в минусе: что это значит для Казахстана?
- Гадалка из WhatsApp: казахстанка отдала миллионы мошеннице, пытаясь спасти брак
- Казахстанцы шлют миллиарды в Россию — переводы бьют рекорды
- Шахтёры едва не погибли на руднике «Казахмыса»
- Горела крыша «Казахмыса»: крупный пожар произошёл в Алматы
- Европейский банк хочет купить один из казахстанских



