Семь из десяти: как экологи с оператором Кашагана в суде воевали за миллиарды долларов

cover Коллаж Orda.kz

Специализированный межрайонный административный суд Астаны частично удовлетворил иск North Caspian Operating Company к Департаменту экологии по Атырауской области. Orda.kz разбиралась в ситуации

В начале марта стало известно, что Департамент экологии по Атырауской области выявил нарушения экологического законодательства в работе месторождения на Кашагане. Всего экологи нашли 10 нарушений. NCOC в том числе вменяли хранение серы на месторождении в объёме, в два раза превышающем разрешённый. Общий объём экологических штрафов составил 5,1 млрд долларов, или 2,3 трлн тенге.

Кашаган – одно из самых крупных месторождений, обнаруженных за последние 40 лет. Запасы нефти оценили в 4,5 млрд тонн. Со стороны международных гигантов выступают SHELL, ENI, ExxonMobil, Total, CNPC, Inpex и «КазМунайГаз». Нацкомпания получила 16,88% в качестве компенсации из-за смещения сроков выхода на коммерческий уровень. Оператор нефтяного консорциума – North Caspian Operating Company (NCOC).

Как оспорить нарушения, или 10 нарушений от экологов

NCOC не согласился с претензиями Правительства РК в лице комитета экологического регулирования и контроля Минэкологии и подал иск в специализированный межрайонный административный суд Астаны. Они хотели отменить акт о назначении профилактического контроля/надзора и предписание об устранении нарушений. Международная компания просила признать незаконными действия сотрудников департамента экологии, а также недействительными профилактический контроль и надзор с посещением. Таким образом NCOC отменил бы и результаты проверки.

Кашаган
Кашаган. Фото Hart Energy

Десять нарушений экологического законодательства, по версии департамента экологии Атырауской области:

  1. Неправильно выполнили план мероприятий по охране окружающей среды: не высадили деревья с 2020 по 2022 год.
  2. Сбросили сточные воды в пруд-испаритель без экологического разрешения.
  3. Не соблюли требования госэкспертизы к изоляции площадки для хранения серы гидроплёнкой.
  4. Не выполнили требования проекта, чтобы предотвратить распространение пыли от серы во время разработки серного блока.
  5. Отсутствовали специальные устройства (штуцеры) для сбора проб на двух установках с термическим окислением.
  6. В проекте не доставало 14 дополнительных фильтров для очистки амина, который является производным от аммиака.
  7. Произошло загрязнение веществами из-за утечки сырого газа и его сжигания на факеле без экологического разрешения 3 августа 2022 года.
  8. Выбросы загрязняющих веществ, превышающие установленные нормы.
  9. Сверхнормативное размещение серы на площадках складирования установки комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» в объёме более миллиона тонн.
  10. В испарителях ёмкости, где хранятся жидкости и газ на железнодорожном комплексе на Западном Ескене, обнаружили высокий уровень сероводорода, превышающий установленный в проектных документах.

Что решил суд?

Судья Нурлан Аубакиров частично удовлетворил иск NCOC, признав незаконными и отменив предписания об устранении нарушений от 13 декабря 2022 года, но только в трёх пунктах (пункты под номерами 3, 6 и 9 – Прим. ред.). Остальные семь остались без изменений. В течение месяца Департамент экологии Атырауской области должен исполнить решение суда и уведомить его об этом.

Судья объяснил своё решение:

  1. Компания не могла высадить деревья из-за пандемии в 2020 году. Но NCOC не выполнил требования по охране окружающей среды в 2021 и 2022 годах. В это время коронавирус уже не мог помешать компании. Суд встал на сторону департамента экологии.
  2. Пруд-испаритель относится к искусственным водным объектам. Он предназначен для очистки сточных вод. Суд согласился с департаментом экологии.
  3. По данным NCOC, на одной из площадок для хранения серы проводили дробление, для чего надо было снять плёнку. Вторая площадка была укрыта. Следовательно, и нарушения не было. В этом пункте суд встал на сторону компании.
  4. Согласно доказательствам, представленным в суде, разработку серного блока проводили на открытой площадке, которую не оборудовали пылеподавителями. Кроме того, при добыче серы экскаватором не применялись меры по уменьшению пыли. Суд согласился с департаментом экологии.
  5. У NCOC есть специальные устройства (штуцеры) для сбора проб на двух установках, где проходит окисление. Однако их не использовали, рассчитывая эмиссии вручную. Минэкологии считает предпочтительным использовать прямые методы измерения, а не расчётные. Суд согласился с департаментом экологии.
  6. В компании сообщили, что 14 дополнительных фильтров для очистки амина предусмотрены в проекте. Проверяющие их почему-то не заметили. Кроме того, истец изменил конфигурации шламоуловителя, запросив разрешение у комитета экологического контроля и действовал по совету ведомства. Суд встал на сторону компании.
  7. Экологи посчитали, что 3 августа 2022 года произошёл выброс, превышающий норму. А компания, наоборот, не посчитала это аварией. Тем более есть судебные решения, которые признали проверки незаконными. NCOC провёл собственную проверку, но нигде не упомянул, что "случай был технологически неизбежным". Суд согласился с департаментом экологии.
  8. У превышений загрязняющих веществ есть не только свидетели, но и лабораторные доказательства. Суд согласился с департаментом экологии.
  9. Суд не согласился с мнением департамента о сверхнормативном размещении серы. Потому что сера копилась с 2016 года. Согласно документам, ежегодный объём продукта уменьшается.
  10. Результатами лабораторной проверки подтверждено, что на испарительных ёмкостях обнаружили высокий уровень сероводорода. Суд согласился с департаментом экологии.

Жалобу NCOC на сотрудников департамента экологии региона суд вернул компании

Как оператор месторождения Кашаган в суде проверку отменил

Это не первый раз, когда NCOC прибегает к судебным разбирательствам, чтобы отменить не результаты проверки, а саму инициацию проверки. Один из пунктов, который указал комитет экологического регулирования и контроля Минэкологии, был о масштабной аварии из-за утечки газа на установке комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» (УКПНиГ) 3 августа 2022 года. Как выяснилось, авария была связана со срабатыванием датчиков токсичного газа в районе шламоуловителей. Давление газа сбросили на факельную систему. Все установки завода остановили и привели в безопасное состояние.

16 августа 2022 года в департамент экологии по Атырауской области поступило поручение от специализированной природоохранной прокуратуры региона о проведении внеплановой проверки. На основании этого письма департамент назначил проверку от 20 сентября 2022 года.

NCOC подал иск в специализированный межрайонный административный суд Астаны, чтобы признать незаконными действия прокурора Специализированной природоохранной прокуратуры Атырауской области о вынесении внеплановой проверки. Потому что надзор осуществляется в исключительных случаях: по поручению президента или генпрокурора. А документа такого не было. Также компания просила признать незаконным и отменить акт департамента экологии по Атырауской области о назначении проверки. 27 января 2023 года суд удовлетворил иск оператора месторождения Кашаган. Таким образом, NCOC смог отменить и саму проверку, и её результаты.

В удовлетворении апелляционной жалобы Департаменту экологии по Атырауской области отказали. Отметим, что правительство Казахстана подало иски в арбитражный суд по двум соглашениям о разделе продукции (СРП) Кашаган и Карачаганак.

Лента новостей

все новости