Сельские выборы: хотели как лучше, а получилось как всегда

cover Фото с сайта gov.kz

«Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся!» - трагизм и уныние этих слов хорошо понимает мужское население. Действительно, годы, проведённые в казарменных условиях, весьма наглядно демонстрировали некоторые стороны жизни общества, тщательно прикрытые кумачом пропагандистских лозунгов. Историй множество и обо всём. Например, солдаты просят прапорщика – «Товарищ прапорщик, можно телевизор посмотреть?» Добрый прапорщик отвечает: «Конечно, можно! Только не включайте!».

Ситуация с пресловутым «не включайте» в Казахстане повторяется раз за разом. Вот прошли выборы акимов сельских округов. Городские жители представляют себе эту процедуру довольно просто - пришли сельчане в избирательный участок и голосуют себе за своего кандидата в местную власть.

Но дело в том, что, по данным 2019 года, в стране было 2253 сельских округа. Из них состоящих из одного сельского населённого пункта – 549. Таким образом, только в каждом четвёртом селе избиратели живут компактно. В остальных голосуют представители нескольких сёл, которые объединены в один округ. А это значит, что граждане могут испытывать не всегда добрые чувства к соседям и их кандидату.  Это, по идее, должно усилить конкуренцию среди кандидатов в акимы.

Значит, должны быть равные условия для работы среди избирателей. Кандидат должен получить доступ к избирателям и наоборот. И в этом им должны помогать либо партии, либо инициативные группы, либо общественные объединения. Кандидатами на прошедших выборах зарегистрировали 2297 человек. От политических партий -  878 человек (38,2%), остальные -  1419 (61,8%) - самовыдвиженцы. К выборам были допущены около 700 претендентов. Как объясняют власти, по остальным округам выборы пройдут по истечении срока полномочий.

Эта ситуация показалась весьма знакомой. И правда. Были ведь экспериментальные выборы 2000 года. Тогда кампанию провели в четырёх районах. И были те выборы косвенными, потому как голосовали депутаты районных маслихатов. А показали они систему отсева неугодных кандидатов, выдвижение нужных и даже продвижение «альтернативных» кандидатов. Надежды на развитие эксперимента угасли быстро.

Нынешние выборы прямые. Соответственно, существовали риски прохождения независимых кандидатов. Но кандидатов в акимы могли выдвинуть действующий аким или политическая партия. Но все сегодняшние руководители сёл по сути - назначенцы, а создать политическую партию невозможно.

Остаётся третий вариант – самовыдвижение. Тогда нужно собрать подписи не менее одного процента избирателей. Напомню, что срок избирательной кампании - всего 30 дней. По закону, «выдвижение кандидатов начинается на следующий день после объявления выборов и завершается за 15 дней до дня выборов. То есть продолжительность срока выдвижения может достигать 14 дней. В течение этого времени кандидат занимается сбором необходимых для регистрации документов.

Замечательно! За две недели кандидат должен собрать необходимые подписи среди жителей сельского округа. А это ведь Казахстан. В сельском округе может быть несколько сёл, отделённых друг от друга десятками километров.  И если хоть что-то будет не в порядке с подписями, территориальная избирательная комиссия, проверив достоверность представленных документов, может кандидату отказать. Помню, как снимали с выборов альтернативных кандидатов в депутаты мажилиса за расхождение данных о денежных средствах менее чем в сто тенге. И напоследок – на все агитационные мероприятия отводится завершающая декада перед днём выборов!

Любые выборы считаются соответствующими демократическим принципами при наличии не только конкуренции, но и контроля со стороны общества. Например, представители СМИ в Карагандинской области посетили 37 участков.  По официальным данным, за выборами наблюдали 127 доверенных лиц, 250 наблюдателей от политических партий, 352 наблюдателя от общественных объединений и других некоммерческих организаций.

Простое напоминание – несмотря на заявление президента К. Токаева о «демократизации порядка регистрации политических партий», ни одна новая партия до настоящего времени так и не зарегистрирована. Хотя уже есть инициативные группы, которые смогли уложиться в требования закона. А эти требования просто достойны занесения в книгу антирекордов. Чего только стоит снижение порога численности членов будущей партии с 40 тысяч до 20 тысяч! И это преподносится как гигантский шаг к демократии!

Уже есть привычные расхождения в оценке выборов. Согласно официальным данным явка была весьма высокой. Только вот независимые наблюдатели, например, Жанат Нургалиев, в селе Топар, что в Абайском районе Карагандинской области, сообщает о том, что голосовали всего 24 процента избирателей. Как пишет Нургалиев, «низкая явка избирателей была на участке № 430 в посёлке Топар. Это в центре. Из 812 избирателей проголосовали всего 24 процента. Думаю, это связано с отсутствием доверия и незнанием людей о том, что выборы проходят вообще. По опросам избирателей, они были против исполняющего обязанности акима, он - член партии «Нур Отан», но сейчас, после подсчёта голосов, он выиграл на участке. Всё равно административный ресурс ещё используется на выборах».

Чтобы не портить картину, наблюдателей с участков просто удаляли. Вот ещё один пример – корреспондента интернет-издания Qazaq Times Мията Кашибая выставили с избирательного участка в селе Абай Жамбылской области, где он собирал информацию о выборах акима сельского округа. А всё дело в том, что в течение дня он выкладывал в сеть свои наблюдения.

— После того, как я выложил пост, они заинтересовались моим редакционным заданием. Я показал документ. После этого мне позволили остаться. Потом я опубликовал ещё несколько постов. Затем около часа дня они потребовали ПЦР-тест. Я попросил показать приказ. Они принесли приказ. Оказывается, они не проверили ПЦР-тест не только у меня, но и у наблюдателей. После того, как я сказал об этом, проверили у них, — говорит Кашибай.  Как утверждает журналист, после 13 часов по местному времени члены комиссии заявили, что Кашибай «находится на участке незаконно», и потребовали, чтобы он всё-таки покинул помещение.

Как бы то ни было - выборы прошли. И теперь ещё один вопрос – а что вообще может аким сельского округа? В соответствии с законом он должен собирать налоги, давать разрешение на размещение рекламы и даже регулировать дорожное движение. Только вот решать реальные вопросы он не может. У него нет бюджета и полномочий. У нас бюджет собирается и распределяется сверху вниз. А сельского акима в этой пирамиде распределения ресурсов нет. Он должен все дела согласовывать с акимом района и выше.

Потому что наша программа демократизации уже достигла четвёртого этапа, только вот обещанной реформы местного самоуправления и государственного управления всё ещё нет.

Как нет реальной реформы партийной системы и демократизации деятельности средств массовой информации, объявленного повышения роли и значения гражданского общества - впрочем, много чего ещё нет. Поэтому с демократией получается, как говорил наш незабвенный товарищ прапорщик, – телевизор смотрите, но включать его нельзя!

Автор: Асылбек Бисенбаев

Лента новостей

все новости