Сельчане Алматинской области утверждают, что один землевладелец отобрал у них целый водоём

cover Фото Orda.kz

В Алматинской области пропал водный источник. Он не иссяк из-за засухи и не ушёл под землю, просто исчез из публичной кадастровой карты села Тогызбулак Уйгурского района Алматинской области. Как так вышло, разбиралась Orda.kz.

Пропажу жители села обнаружили несколько месяцев назад, когда пришли жаловаться акиму Уйгурского района на нового владельца земельного участка возле источника. Людей возмутило, что он первым делом вырыл огромные рвы почти по всему периметру, так что доступ к воде стал не просто затруднённым, а фактически невозможным. Начал углублять дно и расширять границы водоёма. И это сельчане пережили, но когда мужчина спустил воду из канала, их терпение лопнуло. Именно тогда стало ясно, что соседских войн им не избежать.

«Представляете, вода одним потоком накрыла наши сенокосы, урожай погиб на глазах. Всё произошло так быстро, что мы сначала даже не поняли, что случилось. И лишь потом узнали, что сосед таким образом осушал озеро», с болью вспоминает тот день Самат Елеусизов, глава крестьянского хозяйства «Дулат».
Самат Елеусизов. Фото Orda.kz

Сельчане рассказывают, что когда они пришли к землевладельцу за объяснениями, он спокойно ответил, что выкупил здесь всё, собирается расширять озеро, разводить рыбу и в дальнейшем перекроет воду.

«Видимо, для убедительности сломал заглушки на трубе, через которую вода поступала к нашим полям»,говорит аксакал Серик Ибрагимов.

В акимате, по словам сельчан, лишь развели руками и объяснили, что земля находится в частной собственности, поэтому повлиять на предпринимателя они не могут. Там же сообщили, что по документам на той территории, о которой идёт речь, нет ни канала, ни даже арыка. Формально всё выглядит чисто.

Но именно этот ответ и стал неожиданной находкой. Если в документах нет ни канала, ни источника, откуда тогда взялась вода, десятилетиями питающая сенокосы и поля? Водный объект кто-то спрятал по бумагам. Зачем, почему?

Мифический водоём. Фото Orda.kz

Сельчане обратились в нашу редакцию с просьбой помочь разобраться в ситуации.

«Раньше здесь был большой родник, а в советское время его углубили и превратили в огромный канал. Этой водой поливалась колхозная кукуруза. Потом колхоз распался, и нам выделили земельные паи. Так мы из рабочих превратились в глав крестьянских хозяйств, хотя земли было не так много, порядка 50 гектаров. Сажали кукурузу и клевер для скота, а родник продолжал служить нам», рассказала 80-летняя Жумабике Ахунова, всю жизнь проработавшая в колхозе звеньевой.
Жумабике Ахунова. Фото Orda.kz

Жители Тогызбулака десятилетиями брали из источника воду для полива. Сюда прилетали перелётные птицы, рядом пасся домашний скот. Сельчане даже не подозревали, что 29 гектаров земельного участка с источником ещё в 2005 году были переданы некоему Абдрахману Юнусову для ведения крестьянского хозяйства. 

19 лет спустя эту землю перекупил предприниматель из Карасайского района. Для него это оказался просто участок, в который можно вложиться и что-то переделать под себя. 

«В государственный акт на право землепользования не были включены сведения о наличии этого водного объекта. То есть его правовой статус и режим использования были фактически скрыты. Кстати, он собрал возле озера всех сельчан и привёз нас, чтобы мы собственными глазами увидели озеро и ирригационный канал, по которому в аул попадает поливная вода», говорит Маликжан Мейирманов, глава крестьянского хозяйства «Мейиржан».
Маликжан Мейирманов. Фото Orda.kz
«Как видите, озеро фактически существует, но по документам его нет. Ведь речь уже идёт не просто о луже на участке, а о целом водоёме. Прочитал сегодня в интернете: если даже земельный участок частный, но вода и природный источник имеют иной правовой режим, а значит, принадлежит государству. Тем более каждый из нас за эту воду платит налоги, когда сдаём отчеты», объясняет Ернур Коржумбаев, владелец 1,5 га земли. 
Фото Orda.kz

В действительности спецводопользование оформляется в отношении водного объекта, а водные объекты в Казахстане находятся в государственной собственности. Но мы не специалисты, и поэтому у нас возникли вопросы к комитету по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан: 

1. На каком основании источник отсутствует в кадастровых и водных реестрах?

2. Почему при передаче земли в 2005 году не были отражены обременения, связанные с водным объектом?

3. Был ли установлен публичный сервитут для обеспечения доступа жителей к воде?

4. Где санитарно-охранная зона, которую требует Водный кодекс (минимальная прибрежная полоса — 35 метров)?

Фактически источник существует и используется, но доступ к нему оказался перекрыт. История Тогызбулака — не спор соседей, а пример того, как природный ресурс, долгие годы обеспечивавший водой несколько семей, оказался под контролем одного владельца.

Читайте также:

Лента новостей

все новости