Сделка века: нефть променяли на аэропорт в Уральске

cover Терминал аэропорта имени "Маншук Маметовой"/ Фото Абай Бржанов

Аэропорт имени Маншук Маметовой в Уральске сменил владельцев. Новые хозяева базируются в Уральске и Екатеринбурге.

Воздушной гаванью областного центра Западно-Казахстанской области владеет ТОО «Международный аэропорт «Орал». До 6 февраля 2022 года аэропорт находился в руках компании "Беркут Аэропорт", учредителем которой выступала бывший директор печально известной авиакомпании Bek Air Айгуль Жумасултанова и ТОО «Staier Group». После смены владельцев Азамат Тураш сохранил пост руководителя организации.

Терминал аэропорта имени "Маншук Маметовой"/ Фото Абай Бржанов

Новым учредителем уральского аэропорта стало ТОО "Орал Аэропорт Холдинг", которое создали 20 июля 2022 года. Директором выступает Сергей Артюгин. Учредителями холдинга числятся два юридических и одно физическое лицо.

АО "Ретранс" – екатеринбургская компания, управляющая российскими аэропортами в Магнитогорске и Тоболе.

ТОО "Уральск менеджмент" – директор и учредитель Сергей Артюгин. Компанию зарегистрировали 8 июня 2022 года, за несколько дней до "Орал Аэропорт Холдинг". За два года "Уральск менеджмент" уплатил более 1,5 млн тенге налогов.

Даулетхан Килыбаев – болашаковец, руководитель и соучредитель 11 компаний. Среди его партнёров сын миллиардера Динмухамета Идрисова – Жармухамед Аппаз и председатель правления Ordabasy Group Динмухамед Байжанов. Бизнес-проекты Даулетхана Килыбаева затрагивают такие сферы, как розничная торговля по почте или через интернет, консультации по коммерческим вопросам и смешанное сельское хозяйство. Также с 30 ноября 2018 года входит в список членов совета директоров АО «Национальная геологоразведочная компания «Казгеология» и АО «Темиртауский электрометаллургический комбинат».

Скриншот с Egov.kz

Отметим, что пока ТОО "Орал Аэропорт Холдинг" не внесло ни одного тиына в казну государства.

На чём зарабатывает аэропорт Уральска?

ТОО «Международный аэропорт «Орал» на регулярной основе участвует в государственных закупках. С 2016 года оно заключило 80 контрактов.

Скрин с goszakup.gov.kz

Среди клиентов воздушной гавани – Вооруженные силы РК, департамент санитарно-эпидемиологического контроля на транспорте, РГП "Казаэронавигация" и НАО «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана».

В общей сложности благодаря действующим и исполненным контрактам аэропорт имени Маншук Маметовой получил более 4 млрд тенге.

Скрин с goszakup.gov.kz

Самым прибыльным годом для воздушной гавани стал 2022 год. ТОО уплатило 128,7 млн тенге налогов.

Скрин с kgd.gov.kz

Реконструкция на 6,6 млрд тенге: нужно ли возвращать деньги и кому?

Здание аэропорта в Уральске почти три года находилось на ремонте. Открыли его только в апреле 2022 года. Изначально планировался капитальный ремонт, который плавно перетёк в полноценное строительство. Сумма, выделенная на реконструкцию, выросла более чем в два раза. Если изначальная цена составляла 2,4 млрд тенге, то конечная – 6,6 млрд тенге. Всю сумму выделил оператор нефтяного месторождения – Karachaganak Petroleum Operating B.V. в рамках своей социальной ответственности.

При строительстве привлекали областные компании. Доля казахстанского участия составила 60%. Во время возведения здания аэропорта использовали стекло, керамическую плитку, санфаянс и другие материалы отечественного производства.

Аэропорт имени Маншук Маметовой в Уральске/ Фото Марии Горбоконенко

Главным новшеством воздушной гавани стали стойки регистрации. Впервые в Казахстане они не привязаны к определённой авиакомпании. Регистрацию одновременно могут производить до шести организаций.

Терминал аэропорта имени Маншук Маметовой/ Фото Абай Бржанов

Корреспондент Orda.kz обратился к директору общественного фонда Energy Monitor Нурлану Жумагулову, чтобы узнать, нужно ли новому владельцу возвращать деньги за строительство аэропорта государству.

Нурлан Жумагулов

"Скорее всего, никому не нужно будет возвращать эти деньги. Ежегодно правительство и акимат ставит задачи перед Karachaganak Petroleum Operating B.V. по финансированию. В эти два-три года будут колоссальные проекты финансировать, чуть ли не на 100 млн долларов. В городе и районах будут строить детские сады, больницы, школы и дорогу частично ремонтировать. Поскольку нефть на месторождении Карачаганак добывается в рамках соглашения о разделе продукции (СРП), KPO финансирует проекты, а потом деньги получает с Сost oil (компенсационное нефтегазовое сырьё – Прим. ред.). Акимат и компания "PSA" (оператор СРП со стороны Казахстана – Прим. ред.) согласовывают социально-инфраструктурные проекты", – ответил эксперт.

Дочки-матери: как новый владелец уральского аэропорта связан с российским миллиардером

АО "Ретранс" зарегистрировали в декабре 2019 года в Екатеринбурге. Директором компании выступает Алексей Жернаков. 100% акций екатеринбургской организации находятся у АО "Профессиональный регистрационный центр". А он, в свою очередь, принадлежит ЗАО "Специализированный регистратор-держатель реестра акционеров газовой промышленности", который принадлежит "Профессиональному регистрационному центру". Вот такой замкнутый круг.

Для АО "Ретранс" это будет не первый аэропорт. В июне 2021 года за один миллиард рублей организация выкупила аэропорт в Магнитогорске. Тогда газета "КоммерсантЪ" писала о связи компании с АО УК "Аэропортами регионов", входящими в АО "ГК "Ренова" Виктора Вексельберга. По данным издания "Ретрансу" принадлежали 100% акций ООО "Оператор Тобольск" и ООО "Аэропорт Тобольск", занимавшихся строительством аэропорта в Тобольске. Обеими организациями управлял холдинг "Аэропорты регионов".

Виктор Вексельберг/Фото sk.ru

Кроме того, с "Реновой" Виктора Вексельберга АО "Ретранс" связывают управляющее аэропортом Нового Уренгоя ООО "Уренгойаэроинвест" и АО "ДВ-Инвест", планировавший приватизировать терминал аэропорта в Южно-Сахалинске.

Лента новостей

все новости