Три года после крушения борта Bek Air - как живут выжившие?

cover

С момента крушения авиалайнера компании Bek Air, в котором погибли 12 человек и десятки получили увечья, прошло уже три года. Расследование трагедии завершено, авиакомпания выплатила почти 540 миллионов тенге только за ранее приобретенные билеты. Как сейчас обстоят дела у выживших и сколько в конечном итоге получили компенсацию, читайте у Orda.kz.

Утром 27 декабря 2019 года пассажирский самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air выполнял плановый внутренний рейс из Алматы в столицу. При взлёте воздушное судно потеряло высоту, резко повернуло вправо, пробило бетонное ограждение и врезалось в незаконно построенный жилой дом в районе села Гульдала.

Из находившихся на борту 98-ми человек (93 пассажира и 5 членов экипажа) 12 человек погибли, в том числе командир экипажа, ещё 69 человек получили травмы. Второй пилот скончался через месяц у себя дома.

Хронология событий

Регистрация пассажиров на рейс 2100 началась в 5:35 утра и закончилась в 6:35, посадка закончилась в 7:03. На борту самолёта находились 5 членов экипажа и 93 пассажира, в том числе 8 детей.

В 7:21 борт пошёл на взлёт, но уже через минуту его метка исчезла с радаров, через четыре была объявлена тревога. Спустя двадцать минут поступил первый вызов на пульт 103.

Первыми на место катастрофы прибыли сотрудники аэропорта Алматы — служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения, служба авиационной безопасности и медицинская служба.

Началась эвакуация пассажиров. Раненых перевозили в медицинский пункт аэропорта, где им оказывалась экстренная медицинская помощь. На месте падения работали 52 бригады скорой помощи как из Алматы, так и из пригорода.

Международный аэропорт Алматы не ввёл никаких ограничений на полёты из-за ЧП. Все рейсы выполнялись в штатном режиме со второй взлётно-посадочной полосы.

Кто же виновен?

Авиакатастрофу расследовали больше двух лет. Наиболее вероятной причиной потери несущих свойств крыла следствие назвало наземное обледенение.

«Авиационное происшествие с воздушным судном АО «Бек Эйр» произошло в результате несимметричной потери несущих свойств крыла самолета на этапе выполнения взлёта. Это привело к сваливанию на фюзеляж непосредственно после отрыва от взлётно-посадочной полосы и выкатыванию вправо по заснеженному грунту, пробиванию периметрового ограждения аэропорта и столкновению с капитальным двухэтажным частным строением, находившимся на расстоянии 9-10 метров от указанного ограждения», — говорится в сообщении.

В МИИР заявили, что косвенная ответственность за крушение лежит на погибшем командире воздушного судна. 

Расследовала авиакатастрофу комиссия, созданная уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. Она состояла из представителей Бюро по безопасности Королевства Нидерландов (государственный орган по расследованию авиационных происшествий), их советников – специалистов нидерландской компании Fokker Services B.V. (владельца сертификата воздушного судна типа Fokker), а также следователей Межгосударственного авиационного комитета.

Для выживших история еще не закончилась

Ранее редакция Orda.kz писала о жительнице Алматы Асель Абильдаевой и её коллеге Мейрамбеке Серикове. Сослуживцы летели 27 декабря 2019 года на корпоратив в столицу. Они сидели в 13-м ряду, места 13е и 13b неподалёку от аварийного люка. Основной удар при крушении самолета пришёлся на носовую часть, примерно до 12 ряда. Так что теперь для для Асель и Мейрамбека, вопреки суевериям, число 13 — счастливое. Когда произошла авиакатастрофа, они одними из первых сумели выбраться из искорёженного самолета.

"Когда мы взлетали, самолёт начало сильно трясти и мотать в разные стороны, он коснулся земли задней частью, потом снова начал взлетать. Но высоту самолёту так и не удалось набрать. Мы врезались в забор и жилой дом. Этот момент крушения я запомню на всю жизнь. Спаслись мы благодаря Мейрамбеку, который открыл люк и помог мне выбраться. Дальше он помогал остальным пассажирам выбираться из-под развалин самолёта", – вспоминает Асель тот страшный день.

Сейчас Асель и Мейрамбек поженились, у них родился ребенок. О завершении расследования они узнали только из социальных сетей. У пострадавших в той страшной катастрофе есть чат в ватсап, где они делятся информацией.

По словам девушки, спустя три года никто из следователей, юристов и первых лиц на связь с ними не выходит. В сентябре 2022 года пришло СМС сообщение из колл-центра 1414 о том, что срок досудебного расследования прерван, согласно пункту 5 части 7 статьи 45 УПК РК.

По этой статье сроки досудебного расследования прерываются в случае выполнения всех процессуальных действий, связанных с получением правовой помощи в порядке, предусмотренном главой 59 настоящего Кодекса (правовая помощь).

"По решению всего этого дела никто ничего не говорит. Людям жизни покалечили и просто молча сидят, никто это уже не вспоминает, ни правительство, ни руководство компании. После того, как мы в 2019 году написали коллективное письмо президенту, нам выплатили по миллиону тенге, и то только тем, кто обратился в больницу после крушения. Кто не обратился и с травмами уехали домой, тем ничего не выплачивали", – рассказывает Асель.

Ольга Девичинская с мужем тоже чудом уцелели в этой трагедии. Ушиб почки и синяки, полученные в крушении, давно зажили, но психологические травмы остались. Страх и панические атаки преследуют Ольгу. Лечение она оплачивала сама. Пришлось обращаться к психологу, невропатологу и нефрологу. Больнее всего стало, когда пришло осознание, что никому нет дела до проблем выживших, говорит Ольга.

«Изменений никаких нет и навряд ли будут. По сей день нет решения суда. Ежемесячно присылают какие-то СМС сообщение о сдвиге сроков. Но уже месяц нет никаких данных. Мы в неведенье, авиакатастрофу уже просто забыли. Нет никому дела до нас, в стране другие проблемы. Только у людей в памяти остался этот ужас, который на всю жизнь отпечатался в памяти», – с горечью говорит Ольга.

Вопрос, который волнует пострадавших – кто понесёт ответственность за искалеченные жизни? Большинство из них все еще не справились с последствиями и не могут продолжать жить, как прежде. Кто возместит моральный и материальный ущерб? Кто ответит перед родителями, потерявшими в этой ужасной катастрофе своих детей?

Первый судебный процесс и страховые выплаты

После крушения самолёта официальные представители авиакомпании Bek Air заявили, что трагедии можно было избежать, если бы охранную зону аэропорта не застроили частными домами.

Началось досудебное расследование о незаконной выдаче земель. На скамье подсудимых оказались пять фигурантов: четверо бывших чиновника акимата Талгарского района, которые незаконно меняли целевое назначение земельных участков и давали разрешение на строительство, и посредница, продававшая эти участки. 

«Устали ждать». Два года авиакатастрофе Bek Air, расследование ещё не завершилось
На суде по делу о крушении самолёта авиакомпании Bek Air. Кадр с видео «Хабар».

Судебный процесс по громкому «земельному делу» завершился быстрее, чем само расследование авиационного происшествия. 12 мая 2021 года Талгарский районный суд Алматинской области признал фигурантов виновными в превышении полномочий и пособничестве в мошенничестве. Бывшие руководители отдела земельных отношений Талгарского района Кайрат Алтынбекулы и Рустам Турысбеков получили по три и четыре года лишения свободы в учреждении минимальной безопасности. Экс-начальники Талгарского районного отделения РГП на ПХВ «Научно-производственный центр земельного кадастра» Жарас Машимбаев и Медеу Калыбеков, а также экс-начальник сектора землеустройства этого же предприятия Берик Абдуллаев получили по три года ограничения свободы. Риелтор Нурайым Алданиш признана виновной по статье «Мошенничество» и приговорена к двум годам и шести месяцам лишения свободы в учреждении средней безопасности.  

Суд при вынесении приговора учёл отягчающие и смягчающие обстоятельства, признание вины подсудимыми, наличие малолетних детей, раскаяние, возмещение ущерба во время досудебного расследования (экс-госслужащие добровольно выплатили 9,1 миллиона тенге). При назначении окончательных сроков наказания суд применил амнистию в связи с 25-летием независимости Казахстана. На основании амнистии 2016 года назначенное наказание сокращено Алданиш наполовину в связи с наличием детей, остальным подсудимым в связи с возмещением ущерба – на четверть.

Возмещение ущерба пострадавшим пассажирам

Акиматы выплатили 12 семьям погибших пассажиров по 4 млн тенге и всем пострадавшим по миллиону. Страховая компания «Аманат» выплатила по 5 000 МРП семьям семи погибших пассажиров, по 3 500 МРП – пяти пассажирам, получившим II группу инвалидности, и по 100 МРП семьям 10 погибших пассажиров на погребение. 38 выплат на лечение получили 18 пассажиров. За два года произвели 62 выплаты на сумму 149 млн 667 тысяч тенге.

В Турксибский суд обратились более 1873 человека с исками по возврату билетов.

"С начала 2020 года по сегодняшний день более 1873 иска, поступивших в суд, связаны с компанией "Бэк Эйр" в части возврата суммы билетов. За указанный период судом рассмотрено более 1873 исков (около 22 гражданских дел) ", – сообщили в суде на запрос журналиста Orda.kz.

По всем судебным делам с компании Bek Air было взыскана сумма 539 977 811 тенге.

Лента новостей

все новости